|
|
|
Глава 8. Личность и её духовная сфера
ЛичностьДве с половиной тысячи лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам города, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы. Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух — главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слово «личность» , появилось каких-то 200—300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. А каково содержание этих двух понятий, мы рассмотрим дальше. Что такое личностьФилософы рассматривали личность под утлом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже И. Кант и Г. Гегель, а в XIX—XX вв. датский философ Сирен Кьеркегор (1813—1855), русские мыслители В.С. Соловьёв (1853—1900), Н.А. Бердяев (1874—1948), П.А. Флоренский (1882—1937), С.Н. Булгаков (1871—1944) и американец Питер Друкер (1909—2005). Проблема вечного и временного в человеке решилась в вечности и во времени. Человек в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе. Наше существование — сочетание временного и вечного. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития. Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим её самобытность, в личности — скорее самостоятельность. Учёные пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид». Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии. Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность — это «особое качество», приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Оказывается, что у всякого человека существует врождённая потребность стать личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее оставаться индивидом, ещё мало что значит. Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своём ребёнке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врождённое качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или становится наркоманом. Потребность индивида реализовать себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, наконец, в мотивации достижения. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Но личностью ребёнок станет, лишь когда сам начнёт совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых. Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Современное демократическое общество защищает естественные и гражданские права личности столь же надёжно, как раньше защищала рыцаря надёжная кольчуга. Подведём итог, ответив на вопрос: что такое личность?
Человеческая психикаС высшими животными человека роднит наличие психики.
А отличает от животных наличие у человека сознания — высшей формы психики. Психика — свойство высокоорганизованной материи, подобно тому как мышление является функцией (но не частью) мозга. Её содержание — это продукт, или результат, взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Вначале думали, что психика — это человеческая душа, в которой всего два этажа: чувства и мысли. Кое-кто и мысли не хотел включать в душу, предлагая ограничить её одним этажом. Однако в XIX и XX вв. психологи обнаружили более сложную структуру внутреннего мира человека. В религии душа человека — это созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В современной философии термин «душа» употребляется для обозначения внутреннего мира человека.
|
|
|