Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 8. Личность и её духовная сфера

Личность

Две с половиной тысячи лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам города, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы.

Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух — главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слово «личность» , появилось каких-то 200—300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. А каково содержание этих двух понятий, мы рассмотрим дальше.

Что такое личность

Философы рассматривали личность под утлом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже И. Кант и Г. Гегель, а в XIX—XX вв. датский философ Сирен Кьеркегор (1813—1855), русские мыслители В.С. Соловьёв (1853—1900), Н.А. Бердяев (1874—1948), П.А. Флоренский (1882—1937), С.Н. Булгаков (1871—1944) и американец Питер Друкер (1909—2005).

Проблема вечного и временного в человеке решилась в вечности и во времени. Человек в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

Наше существование — сочетание временного и вечного. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.

Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим её самобытность, в личности — скорее самостоятельность. Учёные пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность — это «особое качество», приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Оказывается, что у всякого человека существует врождённая потребность стать личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее оставаться индивидом, ещё мало что значит.

Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своём ребёнке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врождённое качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или становится наркоманом.

Потребность индивида реализовать себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, наконец, в мотивации достижения.

Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Но личностью ребёнок станет, лишь когда сам начнёт совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых.

Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Современное демократическое общество защищает естественные и гражданские права личности столь же надёжно, как раньше защищала рыцаря надёжная кольчуга.

Подведём итог, ответив на вопрос: что такое личность?

Личность — устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Человеческая психика

С высшими животными человека роднит наличие психики.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.), особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции.

А отличает от животных наличие у человека сознания — высшей формы психики.

Психика — свойство высокоорганизованной материи, подобно тому как мышление является функцией (но не частью) мозга. Её содержание — это продукт, или результат, взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику.

Вначале думали, что психика — это человеческая душа, в которой всего два этажа: чувства и мысли. Кое-кто и мысли не хотел включать в душу, предлагая ограничить её одним этажом. Однако в XIX и XX вв. психологи обнаружили более сложную структуру внутреннего мира человека.

В религии душа человека — это созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В современной философии термин «душа» употребляется для обозначения внутреннего мира человека.

Австрийский психиатр 3. Фрейд (1856—1939) был не только медиком и психологом, но ещё и философом. Ему удалось ближе других подойти к разгадке человеческой психики.

Он попытался распознать не только то природное начало, которое вылезает из всех щелей, когда мы немножечко некультурно себя ведём, но и то, что мы от себя и от других скрываем. А ещё точнее — что прячет от нас сама природа. Она, выгнанная со всех этажей психики, скрывается главным образом в подполье.

В структуре личности 3. Фрейд выделил три главные компоненты — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.

Подсознание («Оно») включает:

    биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т. д.;

    вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

Сознание, или «Я» (Ego), — компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного их удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако всё больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребёнка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя.

Сверхсознание — «Сверх-Я». Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств. Фрейд думал, что они бессознательны, поэтому, возникая на самом верхнем этаже психики, культурные и нравственные нормы проникают на второй этаж и оседают на первом. Поскольку мы соблюдаем эти нормы автоматически, особенно и не задумываясь, то, полагал Фрейд, они окончательно оседают на самом нижнем этаже и там противоборствуют (возможно, борются за место под солнцем) с другими обитателями подвала, вытесненными переживаниями, инстинктами, потребностями, комплексами.

Сверхсознание состоит из двух частей: 1) традиционных ценностей общества, усвоенных формально (они частично сознательны, частично бессознательны); 2) чувства долга, вины, совести (они бессознательны).

    Структура психики по 3. Фрейду

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru