|
|
|
Глава 8. Личность и её духовная сфера
Личность. ОбществознаниеМотивы и потребностиКогда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный — в пище. Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Тоска по общению с близкими людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) — суть психологические состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы можете превратить потребности в мотивы, как только осознаете, в чём они состоят, на что направлены и как их можно удовлетворить. Состояние нужды в чём-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворённости. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности — процесс возвращения организма в состояние равновесия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние баланса и комфорта.
Побудительной силой обладают только неудовлетворённые потребности. Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, её интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребности, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, духовные. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод заявляет о себе чаще, чем, скажем, потребность в общении. Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие — в неодинаковой. Образованные и необразованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности. И ещё одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться ещё определённее: там, где начинаются высшие потребности, там начинается личность. Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и её поведение: человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворённые потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Когда игнорирование жизненных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонстраций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций. Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребности, которые также относятся к внутренним побудительным силам поведения, можно отождествить с мотивами, т. е. сделать два понятия синонимами.
Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово «потребность»: биологические потребности управляют их действиями. А применимо ли к ним понятие мотива? Нелепо звучит фраза: «Поведение кошки мотивировано поиском колбасы». Почему? Дело, видимо, в том, что мотив несёт в себе какую-то осмысленность. Разбирая уголовное дело, следователь задаётся вопросом: какие мотивы двигали преступником? Завладеть наследством, испортить имидж жертвы, свести с ним личные счёты? Он помнит заповедь: узнай мотивы — и ты установишь виновника, а следовательно, и причины преступления. В большинстве своём преступления мотивированны, т. е. осмысленны, но бывают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он вдруг схватил нож и ударил пострадавшего. Следователь не находит у него разумных объяснений, т. е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и то же. Мотивы — осознанные намерения, которые формируются целями. Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т. е. стремления действовать определённым образом для удовлетворения потребности.
Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но чётко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении. Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе определённой потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес — это стремление действовать определённым образом, то мотив — это особое состояние человека, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который он придаёт своим поступкам; выбор способа действий для реализации интересов в конкретных условиях действия внешней среды. Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода «стартером» действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда человек достигает определённой цели, его потребность оказывается удовлетворённой, частично удовлетворённой или неудовлетворённой. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах и в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Основные термины и понятия Личность, психика, темперамент, потребность, мотив, интерес. Вопросы и задания 1. Что такое личность? Обязательно ли добавлять слово «человеческая» по отношению к личности? 2. Почему нельзя говорить о личности новорождённого? 3. Чем отличается индивидуальность и личность? 4. Что такое человеческая психика? 5. Что такое «этажи психики»? Охарактеризуйте каждый «этаж» и объясните их расположение на схеме, данной в параграфе. 6. Чем отличаются мотив и потребность? 7. Может ли человек жить без потребностей? Своё мнение обоснуйте. Практикум 1. Применив структуру потребностей, данную А. Маслоу, проанализируйте свои потребности: их наличие, соотношение разных групп, своё умение их осознавать. 2. Привлекая дополнительную литературу, ответьте на вопрос о том, к какому типу темперамента относитесь вы, ваши близкие, друзья? Как надо учитывать темперамент человека, чтобы в отношениях с ним не нанести ему душевную травму, уметь взаимодействовать с ним?
|
|
|