Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 8. Личность и её духовная сфера

§ 42. Духовная жизнь человека

Духовное и эстетическое

Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет назад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в лучших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.

Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как само обратилось к изображению духов — языческих либо христианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.

Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундаментальным, возвышенным, непреходящим. Духовное противоположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхимиков или псевдоучёных — преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуальным достоянием, быть может, индивидуальным заблуждением или предрассудком.

Роль духовных потребностей

Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы общества происходит в целом независимо от экономического благополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тенденции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные семьи или группы населения, картина усложняется. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обеспеченных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Утрачена теплота человеческих отношений, потерян смысл жизни.

    Пирамида потребностей А. Маслоу

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее её удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь — бесчестью и т. п. Но как труден и не скор нравственный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Если за точку отсчёта брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных людей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Может статься, что подвижников духа не убавилось, не прибавилось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идёт непрерывно, оно с каждым шагом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Постоянно расширяется объём духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения).

Пирамида потребностей Маслоу создаёт иллюзию неважности высших духовных потребностей, поскольку, располагаясь на самой вершине, они показаны небольшим треугольничком. На самом деле они играют не меньшую роль, чем все другие.

В доказательство стоит вспомнить, что происходит с людьми и обществом, когда не удовлетворены те или иные из них.

Когда нет зарплаты и нечем кормить семью, шахтёры объявляют «рельсовую войну», крестьяне поднимают мятежи и восстания.

Когда нет теплоты человеческих взаимоотношений — распадаются общества и семьи.

Когда не видишь смысла жизни, что делаешь? Не делаешь главного — не живёшь. Самоубийцы, наркоманы — жертвы потери смысла жизни. Эволюцию духовного падения можно изобразить графически.

    Стадии духовного падения

1. Кризис духа как следствие неудовлетворённости высшей потребности по Маслоу. Он может коснуться любого подростка: из благополучных и неблагополучных семей уходят в наркоманы, как утверждают учёные и практики, одинаково часто. Это означает, что высший уровень действует независимо от четырёх нижних, т. е. от того, удовлетворены потребности в пище, безопасности, дружбе и карьере.

2. Негативный результат кризиса — наступление апатии, равнодушия, потерянности в жизни, дезориентация и начало кардинального пересмотра всех старых ценностей.

3. Следствием наплевательского (нигилистического) отношения к жизни и к себе выступает обесценивание ценности человеческой жизни — и своей и чужой. Теперь отчуждённый от всех и от всего готов к негативным практическим шагам — убить себя или убить другого.

4. Уход из реальности в иллюзорный мир при помощи наркотиков. Наркомания — это затянувшееся баловство с наркотиками, уже профессиональная и безвыходная стадия. Пристрастие к наркотикам может появиться не обязательно как результат кризиса, а просто из любопытства, бравады, от нечего делать. Но стоит увлечься ими, как безмятежное, бескризисное существование превращается в драму. Не было кризиса, но теперь он есть. Он мог дремать внутри, не показываясь, а наркотики обнажили его.

5. Тяжкое преступление, убийство другого человека, который обесценен в его глазах (убийству могут предшествовать череда более мелких проступков).

6. Самоубийство, поскольку собственная жизнь также потеряла смысл, как и чужая. Эта стадия может наступить после четвёртой или предшествовать ей. Всё зависит от характера подростка и обстоятельств.

Пирамида Маслоу верна, если отражает количество людей, удовлетворяющих каждую потребность. Все люди вынуждены есть, дышать, передвигаться. Большинство стремится к безопасности. Значительная часть населения нуждается в дружбе и социальных контактах с другими (хотя многие, наоборот, ищут уединения). Для определённой части людей актуально делать карьеру и продвигаться по службе. Но лишь немногие живут насыщенной духовной жизнью.

В пирамиде Маслоу число людей, нуждающихся в удовлетворении потребностей данного типа, по мере продвижения наверх уменьшается.

Неравенство потребностей состоит в том, что низшие потребности люди вынуждены удовлетворять, а высшие — свободны удовлетворять. И чем выше стоит потребность, тем труднее решиться поставить её во главу угла. Самым трудным для выбора является уровень духовных потребностей. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, честь — бесчестью и т. п.

Спрашивается, в современном обществе людей, живущих насыщенной духовной жизнью, больше, чем раньше? Скорее всего, нет. Поскольку это зависит от самого человека, то правильно распорядиться свободой выбора и направить его на праведные цели так же непросто, как и раньше. Подвижников духа не убавилось, но и не прибавилось.

В развитии человека наблюдается одна закономерность, а в развитии общества — другая. В обществе объём духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения) постоянно расширяется. А вместилище для духовных ценностей внутри человека остаётся на одинаковом уровне. Наш мозг не увеличивается, а возрастающий объём информации приходится усваивать со всё большим напряжением. Силы воли, направляющей человека на усвоение духовных ценностей, за историю не прибавилось. В этом плане мы мало чем отличаемся от своих предков времён древнеегипетских пирамид или средневековых рыцарских романов.

Неравенство потребностей состоит в том, что низшие потребности люди вынуждены удовлетворять, а высшие — свободны удовлетворять. И чем выше стоит потребность, тем труднее решиться поставить её во главу угла. Самым трудным для выбора является уровень духовных потребностей. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, честь — бесчестью и т. п.

Спрашивается, в современном обществе людей, живущих насыщенной духовной жизнью, больше, чем раньше? Скорее всего, нет. Поскольку это зависит от самого человека, то правильно распорядиться свободой выбора и направить его на праведные цели так же непросто, как и раньше. Подвижников духа не убавилось, но и не прибавилось.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru