Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 8. Личность и её духовная сфера

Духовная жизнь человека. Обществознание

В развитии человека наблюдается одна закономерность, а в развитии общества — другая. В обществе объём духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения) постоянно расширяется. А вместилище для духовных ценностей внутри человека остаётся на одинаковом уровне. Наш мозг не увеличивается, а возрастающий объём информации приходится усваивать со всё большим напряжением. Силы воли, направляющей человека на усвоение духовных ценностей, за историю не прибавилось. В этом плане мы мало чем отличаемся от своих предков времён древнеегипетских пирамид или средневековых рыцарских романов.

Противоречие между возрастающим объёмом информации в обществе и остающимся постоянным объёмом духовных желаний и потребностей человека можно отразить следующим образом:

    Противоречие

Вместилище и тяга человека к духовным ценностям остаются такими же, как и много веков тому назад.

Духовный кризис и проблемы выхода из него

Под кризисом надо понимать любую точку перелома в общественном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения ещё не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения.

Российское общество в своём развитии переживает трудные дни. Смена столетий, исторических эпох, смена жизненных ценностей и ориентиров не могла не оказать своё влияние на духовное и психологическое состояние людей.

Отрыв культуры от её религиозных основ не может остаться без роковых последствий. После революции 1917 г. начались чудовищные гонения на Православную Церковь, следствием которых явилось массовое уничтожение храмов и монастырей. При этом значительная часть их была разрушена физически, другие переоборудованы под склады, клубы, овощехранилища и т. д. Так началось разрушение духовной культуры нации в массовом масштабе.

Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. По оценкам различных авторов, наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются прежде всего утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности, в первую очередь в молодёжной среде; увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением; снижением эффективной деятельности таких традиционных агентов социализации детей и молодёжи, как семья и система образования; фактическим отсутствием реальных эффективных результатов государственной молодёжной политики.

Наиболее явственное проявление духовного кризиса — криминализация общества, массовый характер уголовной преступности. Ежегодно регистрируется до трёх миллионов преступлений, но на деле их значительно больше. По данным Генерального прокурора РФ, их число достигает 10 млн в год. Очень многие проявления хулиганства в общественных местах, грубые нарушения правил дорожного движения, мелкое воровство, мошенничество, нанесение телесных повреждений в бытовых условиях на основе пьянства и т.д. остаются незарегистрированными. Несмотря на это, в местах заключения содержится более миллиона человек, что в пересчёте на 100 тыс. жителей в несколько раз больше, чем в странах Западной Европы. Условия содержания в них, особенно в СИЗО, где сидят подследственные, не отвечают никаким нормам, что приводит к распространению психических заболеваний, туберкулёза, других болезней.

С помощью СМИ, массовой художественной литературы, кино в обществе утверждается культ насилия, культивируется образ «сильной» личности, свободной от ответственности перед обществом, формируется понимание права личности как право сильного и богатого человека.

Приверженность к насилию формируется нормами подростковой группы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юношеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых. Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу — к посторонним прохожим. В ответ на словесное оскорбление до 50% тинейджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.

Что же мешает человеку приобщаться к возвышенному, а не ограничиваться первыми четырьмя уровнями пирамиды Маслоу?

Занять первые четыре ступеньки человека толкает нужда. Он должен есть, должен обезопасить себя, должен жить в сообществе людей, наконец, он должен продвигаться, чтобы получать больше денег, привилегий, наград. На первые две ступеньки человека выталкивает природа (физические потребности), на вторые две — общество. Как существо социальное, человек стремится обустроиться с комфортом не только в природной, но и социальной нише. А что толкает его к духовным целям? Ничто. Должен ли он ими овладевать? Не должен. Живёт же большинство людей, и неплохо, вовсе не думая о духовном. Без этого можно как-то обойтись. К этому нас не принуждают. Это мы вольны выбирать или не выбирать. И большинство не выбирает.

Свобода выбора — одновременно предпосылка и препятствие для стремления к духовным вершинам. Мы всё-таки свободны стремиться туда, нам никто не мешает. Мешаем себе только мы сами.

Откладывание на потом удовлетворения духовных потребностей говорит вот о чём. Во-первых, они не относятся к разряду жизненно необходимых (иначе бы их не откладывали). Во-вторых, у людей не сформировалась жажда общения с культурными ценностями. Именно жажда — острая потребность. Внутри нас должно свербить, мы должны изголодаться по духовному — только тогда мы к нему потянемся. Потребность в духовном у нас есть, и очень сильная, но в данный момент она не удовлетворена. И вот человек бросает все дела и мчится в музей. Актуальна, т. е. заявляет о себе, только неудовлетворённая потребность. Если она удовлетворена или ещё не родилась, то её как бы и нет. В таком смысле историю творили люди глубоко неудовлетворённые. Стремление к познанию новых законов, открытию неизвестных континентов, изобретению скафандра или телефона, написанию симфонии или картины рождается только у тех, кто духовно голоден.

Но если потребность в духовном не даётся нам от природы, как даётся потребность в пище или дыхании, то откуда ей взяться? Педагоги говорят, что от воспитания. А в его основе лежит тренировка силы воли. Вот тот принудитель, который заставляет нашу свободу выбора двигаться к нужной цели.

    Основные термины и понятия

Духовная культура, ценности.

    Вопросы и задания

1. Что такое духовная жизнь?

2. Охарактеризуйте проблему смысла жизни. Как вы решаете её для себя? (Или, быть может, вы её уже решили?)

3. Что такое ценности? Почему можно говорить о системе ценностей человека?

4. Каким образом связаны между собой духовность и религия?

5. Почему духовные потребности расположены на вершине потребностей человека?

6. В чём состоит кризис духовности? Назовите причины, которые могут привести к этому кризису.

7. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из кризиса духовности?

    Практикум

1. Опираясь на знания истории, выберите период в жизни нашей страны и покажите значение духовной сферы общества в выходе из сложной ситуации, в которой оказалась Россия.

2. Составьте списки под названием «Что мешает современному духовному развитию россиян» и «Что содействует духовному развитию наших сограждан».

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru