Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 8. Личность и её духовная сфера

Ценности и идеалы личности. Обществознание

Зарождение идеи добра и зла

Представления о добре и зле зародились в глубокой-глубокой древности. Такой глубокой, что учёные затрудняются указать точную дату. Тогда ещё не было письменности, а человечество только ещё овладевало языком. В этом языке существовали слова, обозначающие конкретные предметы — птиц, деревья, камни. Но не было абстрактных понятий, даже таких привычных нам, как «красивое» или «красота». Наши предки могли лишь, указав на красный закат, передать таким способом представление о красном цвете. Разумеется, что понятия о добре и зле были тогда совсем иными. Они были конкретными, наглядными, ощущаемыми.

Показав на плохого человека, его сородич как бы говорил: вот что такое зло. Это злой человек. Конечно, этот способ был не очень убедительным. Для одного человека его соплеменник был злым, а для другого — добрым. Всё это пристрастные, очень субъективные оценки.

Позже, уже в период разложения первобытного строя и зарождения классового, появляются представления о загробном мире. Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие проходят испытание, сидя на солнце: для хороших людей оно длится три месяца, для плохих — шесть, воры мучаются пять месяцев, лжецы — четыре, колдуны — три года, столько же — жадные богачи и вожди. Получалось так: чем правильнее, добрее ты живёшь на земле, тем меньше придётся мучиться в загробном мире. Просто, наглядно и убедительно. Так вот, страх перед мучительными испытаниями сделал идею зла очень понятной. Человек воображал, как ему больно сидеть в самом пекле, и испытывал почти эмоциональное отвержение злого и грешного.

В разряд злых людей, грешников человек попадал за свершение преступлений. У древних скандинавов на том свете мучились клятвопреступники, убийцы, трусы, предавшие товарищей на поле брани, и соблазнители чужих жен.

Зло и добро

Жизненный опыт человека формируется на перекрёстке двух сил давления — супер-эго, требований общества, и либидо, мятежных инстинктов, всегда готовых к восстанию. Мы хотим угодить своим желаниям, скрытым глубоко в душе надеждам и чаяниям, пойти навстречу своему «я» и одновременно боимся поссориться с обществом и его законами. Мы раздираемы силами, действующими в противоположных направлениях.

А может быть, человек двойственен по самой природе? Разве Ф.М. Достоевский не писал о том, что в человеке таится дьявол (олицетворение Зла) и Господь Бог (олицетворение Добра)? Кто кого победит? А человеческая душа — поле этой битвы. Однажды он посетовал на то, что когда дьявол победит и человек решит для себя: «Бог умер», то ему будет позволено все: и сластолюбие, и предательство, и убийство. Высшие нравственные нормы, которые общество навязывает нам якобы от своего имени, на самом деле созданы не им самим, а кем-то, кто стоит выше. Они имеют божественную сущность. Выходит, что общество лишь их присвоило, но автором вечных ценностей и нравственных заветов выступает Бог.

В своём поведении мы сознательно или неосознанно следуем каким-то идеалам. Чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал — понятие, характеризующее представление о таком поведении, которое кажется достойным подражания (или вызывает внутреннее согласие).

К идеалу люди стремятся всю жизнь. Многие в конце заключают: жизнь прожил, а идеала так и не достиг. Идеал становится той дальней, но всеподчиняющей целью, ради которой выстраивается вся человеческая жизнь. Но идеал не только организует наше поведение, он ещё служит эталоном. С ним сверяем мы наши поступки и успехи. Не достиг идеала, поставил в свой дневник жизни «двойку».

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы подгоняем под идеал не только себя, но и других. И в других, особенно в близких и любимых, мы хотим видеть воплощение нашего идеала. Спрашивается, а у него самого что, нет своего идеала? Есть, конечно, как и у каждого. Но мы непременно требуем от него соответствия своим, а не его идеалам.

Ценности и цели

Часто мы путаем эти понятия то ли намеренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство — это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правильный ответ — богатство есть цель, а не ценность, — всё равно ошибся. Почему? Является ли богатство смыслом жизни?

Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценностью.

Но так происходит только с богатством, успехом и некоторыми другими целями-ценностями. А вот очень маленькие и очень конкретные цели, например сходить за молоком, завтра проснуться в шесть часов утра и постирать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение.

Высокое общественное положение — цель, которой мы можем с упорством добиваться. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольствиям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья?

Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой деятельности.

Образец бескорыстного служения людям — Мать Тереза, католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, занимающегося помощью бедным и больным. Мать Тереза на занятии в одной из школ Ордена милосердия

Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ставят перед собой цель, которая не ведёт ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создаёт прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава переживёт его самого и его лучшие произведения останутся в наследство грядущим поколениям.

Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к мюзиклу, имеющему бешеный успех? Заставить петь весь мир — это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании её на тебя ещё сваливается слава и богатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни.

Как добиться жизненного успеха? Наверное, необходимо поставить правильную цель. Профессор медицинского факультета Университета Корнелл доктор Герберт Фенетер- хайм посоветовал обратить внимание на то, что: «Поставить цель — значит отделить важное от мелочей и правильно тратить время и силы. Долгосрочные планы дают возможность ощутить движение по жизни, а достижение небольших промежуточных целей позволяет испытать чувство победы». Технология постановки целей, их достижения может быть, например, такой:

1. Поставьте себе цель. (Каковы ваши цели? Как вы можете их достичь? Как вы преодолеваете препятствия?)

2. Старайтесь сосредоточиться на промежуточных целях. Спросите себя, чего вы хотите от жизни. Потом разделите свою жизнь на несколько этапов. Это значит: «Что я хочу сделать сегодня?» Промежуточные цели добавляют мужества. Без них легко потерять уверенность в себе.

3. Начните с малого. После того как вы поставили себе цели, запишите их. Ваш список должен быть ясным и конкретным. Не нужно общих фраз типа: «Я не буду ничего откладывать на потом». Вы должны разбить свои цели на конкретные дела. К примеру, если ваша цель — выступить на уроке и исправить предыдущую оценку, возможные действия описываются так: «выбрать тему», «прочитать нужный параграф в учебнике», «найти дополнительную литературу и сделать из неё выписки» и т. д.

4. Выделите главное. Распределяйте время и силы: тогда-то я сделаю то, а вот тогда — это. Если вам нужно сделать что-то действительно важное, отложите всё остальное на завтра. Сначала сделайте срочные дела.

5. Помните, что вы не всесильны. Талант и возраст — вот два основных ограничителя ваших возможностей. В 40 лет можно научиться играть в теннис, но классным профессиональным теннисистом уже не стать. Если вы решили преуспеть на спортивном поприще, начинать надо как можно раньше. В возрастной психологии известно, чего можно достичь подростку в том или ином возрасте, а за что ещё браться рановато. Познакомьтесь с ней и ставьте такие цели, которые учитывают возрастные возможности.

6. Создайте себе систему поощрений. Вы можете сами себя награждать (конечно, если добились цели) или можете сделать и так, чтобы вас награждали другие. Попросите родителей, брата или сестру, друзей, наконец, делать вам что-то приятное, если вы продвинулись к своей цели. Смысл этой акции состоит в том, чтобы вдохновить вас на новые свершения.

    Основные термины и понятия

Мораль, право, значение, предпочтение, самоуважение, материалист, идеалист, идеал.

    Вопросы и задания

1. Что такое мораль и чем она отличается от права?

2. Какую роль мораль играет в обществе?

3. Как связаны между собой мораль и религия?

4. Какие человеческие отношения можно назвать моральными?

5. Попробуйте сформулировать, что такое Добро и Зло.

6. Что такое ценности? Чем различаются ценности и идеалы?

7. Назовите базовые ценности личности. Как они взаимосвязаны?

8. Что такое конфликт ценностей? Приведите примеры из жизни, которые его характеризуют. Как в тех случаях, которые вы привели, он разрешался?

9. Что такое жизненные ценности подростка? Сравните их с жизненными ценностями взрослого человека. По какой причине они схожи, а почему они различаются?

    Практикум

1. Проиграйте мысленно стратегию постановки и достижения одной из своих жизненных целей по технологии, которая приведена в параграфе.

2. Проанализируйте приведённый ниже список демократических ценностей и убеждений. Всё ли перечисленное вам понятно? Согласны ли вы с этим списком? Можете ли вы его дополнить (а может, сократить)?

    1) Права личности на: жизнь, свободу, достоинство, безопасность, справедливость в суде, уединение, частную собственность.

    2) Свободы личности: участия в политическом процессе; вероисповедания; взглядов; совести; юридического расследования; слова.

    3) Обязанности личности: уважать человеческую жизнь; уважать права других; быть терпимым; быть сострадательным; проявлять сдержанность; участвовать в демократическом процессе; трудиться во имя общего блага; уважать чужую собственность.

    4) Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обязанностями по управлению государством: обществу нужны законы, приемлемые для большинства нации; диссидентские меньшинства защищены; правительство избирается народом, уважает и защищает свободы личности, гарантирует гражданские свободы, осуществляет свою деятельность во имя общего блага.

Сравните эти демократические ценности с христианскими заповедями, приведёнными ниже.

Христианские заповеди

Греховные поступки: блуд, нечистота, распутство, идолослужение, колдовство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады, ересь, зависть, пьянство, чревоугодие.

Богоугодные поступки: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, умение владеть собой.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru