|
|
|
Глава 8. Личность и её духовная сфера
§ 43—44. Ценности и идеалы личностиБазовые ценности личностиС ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень редко. Ещё реже мы задаём себе следующие вопросы: • Как влияют ценности на наше поведение? • Какую ценность следует выбрать, если их несколько? • Что делать, если между ними возник конфликт? Если обобщить всё многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придётся выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода. Ведущим мотивом экономической сферы является Польза. Не важно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т. д. Социальная сфера общества — повседневная борьба за существование миллионов простых людей. В ней главным мотивом является Справедливость. Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она их высший лейтмотив и смысл. Политика строится вокруг другой фундаментальной ценности — Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно, господство. Формы проявления разные, а суть одна. Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырёх. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности — Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра и истины.
Особняком стоит Свобода. Многие готовы отдать за неё свою жизнь. Иногда люди выражаются так: лучше умереть свободным, чем сытым. Свобода нужна всем людям и во всех четырёх сферах. В экономической сфере предприниматели без свободы от государства не могут построить успешный бизнес. Свяжи их по рукам ограничительными законами и постановлениями, и никакой пользы (выгоды) они не увидят. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна и политикам. Свобода нужна в частных делах рядовым гражданам. В таком случае мы должны признать, что свобода — общее для всех достояние, общая всем ценность. Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни всё гораздо сложнее. Скажем, учёный создаёт не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой ещё и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Одна сфера общества не может строиться на единственной ценности. Это понятно. Но следует понять ещё и другое. Описанная выше картина имеет то предназначение, что помогает, убрав частности, выделить главное. Характер человека, как и характер общественной сферы, определяется одной, ставшей для них центральной, ценностью. Нельзя стремиться к выгоде и добру одновременно. Существуют исключающие друг друга ценности. Но правильно и то, что некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, уживаться одна с другой, давать неплохой союз. Так, стремление к выгоде может неплохо уживаться с господством. Учёные высказывают мнение, что в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство; огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисциплиной; уважение к каждому человеческому существу и внутреннее духовное напряжение, придающее смысл жизни. Все разногласия разрешаются как бы сами собой, если люди избегают хвастовства, раздражительности, зависти, ревности, себялюбия, нетерпимости, грубости и т. д. Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит Польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутреннего мира и поступать честно. Конфликт ценностейНо иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой. Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учёба в престижной школе. Вы в одинаковой степени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предположим, ваша семья прекрасно устроена, живёт в заменательном доме, у вас милые соседи, с которыми вы поддерживаете самые добрые отношения. У вас много верных друзей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, поскольку школа вас не очень устраивает — низкий уровень образования. И вот представилась возможность переехать в другой район или переменить школу. Как поступить? Вы приобретёте школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать? Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей — верные друзья и престижная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую ценность считать более важной. Но независимо от того, какое решение принять — оставаться или уезжать, — оно будет иметь самые серьёзные последствия. Одно исключает другое. Подросткам постоянно приходится сталкиваться с конфликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья — совсем иного. Чьё одобрение они ценят выше — родителей или друзей? В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма (посылка) — затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой дилеммы.
Жизненные ценности подростковНа какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки всё больше ценят собственные интересы. В частности, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки всё меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодёжи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они думают, если такое позволено другим и ведёт к успеху, то почему оно не может быть позволено мне? Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению. Может быть, современные молодые люди становятся в большей степени материалистами и реалистами, чем их сверстники в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами? Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Исследование показало: 1) молодёжь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев кинофильмов или великих людей; 2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным. Вместе с тем значительная часть опрошенных хотела бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надёжными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого, учёные пришли к выводу: во всём мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами. Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.
— человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.
Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо всё и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Такой идеализм, оказывается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласие с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм? Так кто же они на самом деле, современные юноши и девушки, идеалисты или материалисты? Они идеалисты потому, что хотят перестроить наше общество в соответствии с лучшими идеалами, которые выработало человечество за многие тысячелетия. Они материалисты потому, что не витают в облаках и не устраняются от борьбы. Они последовательно отстаивают свои убеждения и претворяют в жизнь свои замыслы. Вот какая нынешняя молодёжь. Именно в подростковом периоде закладывается фундамент долговременных ценностей. Они ориентированы на вечные вопросы бытия, а не на достижение сиюминутной цели. В них выражена забота о будущем, мысли о реформировании общества. Вечные ценности очень абстрактны и альтруистичны, они направлены на «других», а не «на себя ».
|
|
|