Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 1. Эволюционный базис человечества

Знания и познание. Обществознание

На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Отсекая данные, полученные с помощью органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познаёт закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от земного и суетного, учёный погружается в мир вечного и идеального и только там создаёт непреходящие научные теории. Идеализация — обязательный элемент научного мышления.

    Студент и профессор. От студента до профессора один шаг

Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности, такие, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция. Рациональное познание проявляет себя в двух основных формах — эмпирическом и теоретическом мышлении.

Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса и 2) теоретический — формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование развёрнутой научной картины мира. Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает всё, что дано человеку на основе чувственного опыта. Эмпирическим называется такое знание, которое получено каким-то опытным путём и отражает реально существующие явления, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у кого-то рост 1 м 72 см. Теоретическим является такое знание, которое лишь косвенно опирается на реальность, но создаётся учёными из каких-либо абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. С его помощью наука проникает в тот мир, который не видим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать источником эмпирического знания. Эмпирически физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он способен установить, что на самом деле наука обнаружила электронную орбиту. В то же время в социологии нельзя увидеть сплочённость или солидарность, поскольку такое знание можно получить только на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или выступление людей на демонстрации протеста.

Используя всего четыре метода — наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, — социолог создаёт богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей учёный надёжный и очень эффективный механизм их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом построения теоретического знания выступает логика, то подразумевают, что все суждения теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу.

Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира.

    Основные термины и понятия

Познание, знание, гносеология, истина, информация.

    Вопросы и задания

1. Соотнесите понятия «познание» и «знание».

2. Дайте не менее двух определений познания, не противоречащих друг другу.

3. Что такое научное познание? Что его отличает?

4. Как соотносятся знание и информация?

5. Что такое истина? Приведите примеры истинных знаний. Можно ли говорить о том, что приведённые вами примеры демонстрируют абсолютную истину? Почему?

6. Что такое заблуждение? Какую роль заблуждение играет в истории науки?

7. Приведите примеры заблуждений научных и ненаучных.

8. Охарактеризуйте ступени познания.

9. Что такое философское постижение мира? Сформулируйте вопросы, на которые отвечает философ, познавая мир.

    Практикум

1. Смоделируйте дискуссии:

    — сторонников познаваемости мира и противников этого взгляда (агностиков). На чьей вы стороне? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения;

    — философов о критериях истинности знаний.

2. Можно ли в процессе познания:

— ограничиться одной из её ступеней;

— сначала пройти вторую ступень, а затем первую?

Своё мнение обоснуйте.

3. Приведите пример последовательного процесса познания, охватывающего все его ступени.

4. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? Дайте аргументированный письменный ответ.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru