|
|
|
Глава 1. Эволюционный базис человечества
Система социально-гуманитарного знанияСущность научного знанияФилософия играет важную роль как в естественных, так и в социальных науках.
Отличительная черта научного суждения — это возможность его проверки любым исследователем в сходных условиях с аналогичными инструментами. Данные, полученные одним учёным, могут проверить другие учёные и получить сходные или одинаковые результаты. Только в этом случае можно говорить о научном знании.
Научное знание делится на филологическое, математическое, историческое, физическое, химическое и др. Но не все знания являются научными. Помимо них существуют донаучные и вненаучные знания, объективные и субъективные. Вненаучные знания отличаются от научных способами получения, хранения и передачи. Научные способы обеспечивают сравнительно большую объективность, подтверждаемость и воспроизводимость знаний. К вненаучным можно отнести результаты таких направлений деятельности, как магия, астрология, нумерология, хиромантия, учение о живом космосе, левитация и ясновидение и многие другие. К спорному относят статус религиозных знаний, хотя их существование в религиозных текстах и влияние на сознание множества людей не может подвергаться сомнению. Основной критерий и основное отличие научного знания от всех прочих разновидностей — их объективность (независимость от наших пристрастий и интересов), доказанность (знания должны быть логически выведены из других научных знаний), а также проверяемость и воспроизводимость. Как известно, любая серьёзная научная гипотеза может стать общепризнанной теорией только после экспериментальной проверки, исключающей погрешности. Перемещения во времени в обратную сторону в так называемой «машине времени», описанные в ряде литературных источников (обычно для детей подросткового возраста), не достоверны и ни одним из серьёзных мировых научных центров не подтверждены.
ОбществознаниеОбщество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете — человеческое общество.
К общественным наукам относят: философию, историю, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.
Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты: статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические положения. Так всегда происходило с вновь возникающими науками. Первым об этом заявил в начале XIX в. французский философ О. Конт, придумавший новую интегральную науку, которую мы называем обществознанием.
|
|
|