Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 2. Цивилизация и культура

§ 9. Сущность культуры

Многовариантность общественного развития

Учёные подметили парадоксальную закономерность: все человеческие общества начинали свою историю с одинакового уровня — первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет назад им был свойствен примерно одинаковый тип социальной структуры, приёмов трудовой деятельности, верований, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной и художественной культуры.

    Искусство и не требует одинакового восприятия

Следовательно, по историческому пути все общества двигались с неодинаковой скоростью: одни — медленно, другие — с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора — географического, экономического или духовного — объяснить неравномерность развития человеческих обществ науке так и не удалось.

Многовариантность общественного развития — основная черта развития человечества. Она и служит причиной наличия многообразия культур.

Культурное многообразие

Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т. е. черты культуры приобретают разное, иногда противоположное значение. Культурное разнообразие народа, его отличие от других проявляется во всём: в приготовлении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и во многом другом.

Культурное многообразие — многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо отличия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры.

Между культурами и культурными группами существует много схожего, но в то же время наблюдается большое количество различий. Культурные различия нашли своё отражение в разных стилях одежды, росписи, ковки металла, вышивания; в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в приветствиях, которыми обмениваются люди.

В западной культуре мы привыкли пожимать другому человеку руку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако представители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в некоторых культурах люди приветствуют друг друга лёгким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в пояс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах ограничиваются быстрым взглядом и подъёмом бровей.

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичане начинают письмо словами «дорогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костёл или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура — чёрный, а в Китае — белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты).

В мире никогда не было двух одинаковых мнений. Двух одинаковых волос или двух зёрен. Самым универсальным качеством является разнообразие.

Мишель де Монтень, французский философ

Культура проявляет себя в повседневном поведении. Но таком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом; когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Всё это естественное поведение. Правда, японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне — биологические потребности. По своему содержанию они универсальны, едины у всех народов. Однако формы их проявления многообразны.

Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-индийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом привился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южноафриканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к определённому образу жизни затрудняет такой переход. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.

    Разные культуры — разное жильё

Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и естественных привычек поведения. Труд и хозяйство — вне биологии. Они часть культуры. Однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже сказываются традиции и культурное своеобразие.

Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топору. Даже лопата у разных народов имеет несхожие формы. Этническое своеобразие народов накладывает свой отпечаток на орудия труда и предметы быта. Русские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например переселяясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием украинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал — глину.

Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к другу. Если первые строят каменные одноэтажные дома, то вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из какой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.

Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень — специально охлаждаемое блюдо — становится на Кавказе горячим блюдом хаш.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru