|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
Сущность культуры. ОбществознаниеИтак, культура — это фабрика, на которой биологические потребности и инстинкты — своеобразные полуфабрикаты — перерабатываются в социально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кончается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребностью есть, спать и быть здоровым, продолжать свой род. Но они существуют и у животных. Они составляют суть Первой Природы и универсальны для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возникает Вторая Природа — культура. Природа начинается с приспособления, а культура — с преобразования мира. Она удовлетворяет и те потребности, каких нет ни у одного животного, например в познании мира или эстетическом восприятии действительности. Ещё одно отличие — социальные нормы. Культура обеспечивает присущие только человеку средства коммуникации. Общество возможно только при соблюдении людьми определённых правил поведения и быта. Культура отвечает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать всё, что попадается на её пути, является любовь. К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, к враждебности, предвзятости, к насилию и войнам, а в межличностном общении и в школьной среде — к дракам, наклеиванию оскорбительных ярлыков, превращению «инаковых» людей в «козлов отпущения» или социальных изгоев. Многокультурное образованиеМногокультурное образование — это способ противостояния культурному расизму, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзятости, дискриминации, сегрегации, этноцентризму, классиз- му (дискриминации, основанной на экономических различиях), лингвисизму (дискриминации, основанной на языковых и речевых особенностях), сексизму (дискриминации, основанной на половых различиях). Глобальные процессы, происходящие ныне на нашей планете, породили такое явление, как мультикультура- лизм — особую практику и политику бесконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ёмко охарактеризованный русским философом М. Бахтиным. «Единство культуры, — писал он, — это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)». Мультикультурализм (культурный плюрализм) предполагает, что индивиды и группы могут быть полностью инкорпорированы в общество без утраты своей национальной или иной идентичности, без ограничения своих прав.
При такой стратегии правительство выделяет значительные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодёжи на родном языке.
К тому же мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на их родных языках и диалектах. Она поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколении: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьём, а не по учебникам они знакомятся с культурной географией мира. При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Такой плюрализм подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. Основные термины и понятия Культурное многообразие, мультикультурная модель. Вопросы и задания 1. Что такое культура в широком и узком смысле слова? Приведите примеры подобного использования этого понятия. 2. Почему между культурой и обществом в науке зачастую ставится знак равенства? 3. Приведите примеры трёх разных значений культуры, используемых в общественной жизни. 4. Что такое антикультура? По каким критериям можно определить проявление антикультуры? 5. Что такое мультикультурная модель? В какой степени она согласуется с процессом глобализации? Практикум 1. В параграфе говорится о том, что известно приблизительно 500 определений культуры. Сколько из них дано в изученном параграфе? Выпишите их в тетрадь и сгруппируйте по признакам, предложенным вами. 2. Что значит «классическое определение»? Почему, на ваш взгляд, определение культуры, данное Э. Тэйлором, считается классическим? 3. «Культурные различия — объективный факт, хотя их восприятие — субъективный процесс». Как вы относитесь к данному высказыванию, прокомментируйте его. Проиллюстрируйте вашу позицию конкретными примерами из повседневной жизни.
|
|
|