|
|
|
Глава 2. Политика
Четвёртая властьРоль СМИ в жизни обществаНа рубеже XXI в. процесс перехода индустриально развитых стран на информационную стадию ознаменовался резким повышением роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, Интернета.
Как правило, средства массовой информации выполняют следующие функции: 1) развлекательную; 2) информационную; 3) постановки общественных проблем; 4) контроля за деятельностью властей; 5) форума политических дискуссий; 6) политической социализации; 7) обеспечения финансовой прибыльности. Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие «четвёртую власть», чаще всего критикуют первые три власти. Они публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей, благодаря которым широкая публика оповещается о том, о чём «неширокая» хотела бы всеми силами умолчать. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. Недаром прессу в США называют «сторожевым псом демократии». Каждая газета или телевизионная компания со своих позиций, отражающих политические пристрастия определённых социальных групп, анализирует политику правительства, отдельных политических деятелей; даёт им оценку, подвергает критике, предлагает альтернативные решения. Тем самым пресса одновременно и выражает, и формирует общественное мнение по поводу политики властей. СМИ = «четвёртая власть». Во многих странах мира СМИ называют «четвёртой властью» наряду с тремя конституционными: законодательной, исполнительной и судебной. Нередко пресса открыто вторгается в политику, оказываясь в роли инициатора ярких политических событий и процессов.
В современной российской прессе журналистское расследование заняло заметное место: во многих крупных печатных органах появились отделы расследований, а на прилавках — специальные книги.
|
|
|