Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 2. Политика

§ 24. «Четвёртая власть»

Не только в России, но и в других странах в последнее время СМИ всё чаще попадают под жёсткий контроль органов исполнительной власти всех уровней. Информационные программы унифицируются, строятся по единому шаблону. Об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и, напротив, тоталитарный режим различными средствами — от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики — стремится к созданию системы «карманных» массмедиа, полностью зависимых от власти.

Так думает народ

В России уровень доверия СМИ сравнительно невысок. Так, например, по данным на январь 1996 г., им доверяли 20% населения, а не доверяли — 56%. В 2004 г. служба «РОМИР-мониторинг» опросила 1,5 тыс. россиян старше 18 лет. Выяснилось, что СМИ доверяют только 9% опрошенных.

В те времена, когда их ещё не было (а появились первые СМИ только в XIX в.), люди интересовались и знали только о тех событиях, которые происходили вокруг них. Однако эра локальной цивилизации прошла, и сегодня, затаив дыхание, мы в течение нескольких месяцев неусыпно следим за тем, снимут или не снимут очередного премьер-министра, расколется ли КПРФ на множество враждующих фракций или обретёт новую, доселе невиданную силу.

Таким образом, благодаря СМИ мы знаем о политике гораздо больше, чем раньше. Но в общем объёме информации часто распространяются искажённые, сочинённые самими журналистами или подброшенные политиками сведения. Российский гражданин — пассивный зритель в политическом театре — зачастую живёт в мире сочинённых интриг, ложно истолкованных событий, лихо закрученных сюжетов, полунамёков и многого другого, что приправлено небольшой толикой правды. Тем не менее большинству такое представление нравится и, если есть средства и время, это большинство жадно тянется к телевизору или к свежей газете — за очередной порцией политических новостей.

Избирательные технологии и пропаганда

Немалую роль в избирательной кампании играют избирательные технологии, публичные дебаты кандидатов, рекламная кампания ит. д., воздействующие на исход выборов, организация которых невозможна без СМИ. Свободные СМИ в демократической стране — одно из средств обеспечения честности и прозрачности выборов.

Избирательные технологии — технологии проведения избирательных кампаний по выборам в органы власти.

Журналисты, как и другие граждане, имеют право придерживаться той или иной политической позиции и нередко выражают её в своих статьях. Но когда эта позиция регулярно и навязчиво звучит с телеэкрана или страниц газеты, то такое явление называют пропагандой.

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.

Пропаганда хороша тем, что она последовательно бьёт в одну точку, и плоха тем, что формирует у нас определённую «зашоренность», ограниченное восприятие мира. «Запропагандированные» читатели воспринимают лишь ту информацию, которая соответствует их партийным пристрастиям и подтверждает ту точку зрения, которая у них уже есть. Они пропускают мимо ушей другие, пусть и более объективные, факты именно по этой причине. Из таких читателей формируются ряды активных избирателей, верных своей партии.

Замечено, что преданных избирателей, сплочённых вокруг партийной прессы, готовых «идти за лидерами в огонь и в воду», больше у оппозиционных партий, активно критикующих недостатки правящего режима. Им думается, что, когда их партия придёт к власти, всё будет по-другому, грубых ошибок не станет и жизнь изменится к лучшему. Но когда партия действительно приходит к власти, то в стане её соратников начинаются раздоры по поводу конкретных задач, целей, механизмов и средств осуществления партийной программы.

Как показывают исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создаёт ему телевидение и другие массмедиа.

Имидж (англ, image — образ, изображение) — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации.

Имидж как раз и создаётся для того, чтобы сформировать в массовом сознании определённое отношение к объекту. Таким образом, могут успешно сочетаться как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые ему. В странах Запада, а в последние годы и в России успешно развивается целое направление рекламного бизнеса — имиджмейкинг, т. е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы-имиджмейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам на высокий пост не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу же после победы на выборах.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru