|
|
|
Глава 3. Право
Законотворческий процесс в Российской ФедерацииПравотворчествоЗаконы рождаются на свет непросто. Это сложная и очень ответственная интеллектуальная деятельность не одной группы людей. Вот почему требуется много времени, чтобы новые правила поведения, обязательные для всех, вступили в силу. Непродуманные нормы, которые приняты наспех, могут привести к тяжёлым неблагоприятным последствиям, социальным взрывам. Например, решили бороться с преступностью и ввели смертную казнь за взятки. Что произойдёт? Можно предположить, что взяткодатели станут это делать более изощрённо, «устраняя» на своём пути всех свидетелей, у недобросовестных блюстителей закона появятся шансы расправиться с неугодными людьми, вменив им в вину взяточничество, что станет основанием вроде бы законного лишения человека жизни. Казалось бы, благая цель, но, очевидно, нужны иные механизмы искоренения этого зла из практики. Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм названа в юриспруденции правотворчеством.
Субъектами правотворчества, т. е. теми, кто творит, создает право, могут быть отдельные государственные органы (например, Государственная Дума ФС РФ), должностные лица (сотрудник полиции), органы местного самоуправления или даже народ (например, на референдуме, когда путём всенародного голосования решаются важные вопросы государственной и общественной жизни страны). Таким образом, можно говорить о правотворчестве, исходящем от государства, от общества и представленном в виде санкционирования обычаев.
Правотворчеством занимаются высшие представительные органы государства (например, Государственная Дума ФС РФ). В этом случае создаются законы, и юристы называют такой процесс законотворческим. Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем: 1. Изучение потребностей в нормах права. С этой целью могут проводиться социологические исследования, выявляться проблемы общественной жизни, недостатки, пробелы в законодательстве. Так, например, выявлено, что дети- инвалиды не могут поступать в вузы, участвуя в конкурсе со здоровыми сверстниками. Несомненно, необходимы льготные условия для их обучения, в соответствии с их ограниченными возможностями. Поэтому разрабатываются нормы о внеконкурсном зачислении указанных лиц в вузы.
|
|
|