|
|
|
Глава 1. Экономика
Спрос и предложение. РынокРыночная экономикаСовременная рыночная экономика — это сложнейший организм, который оказывает решающее влияние на развитие человеческого общества, обеспечивая само его существование.
Товар — это основная категория рыночной экономики.
Товар, а не деньги удовлетворяет человеческие потребности в пище, жилье, здоровье и т. п. Деньги всего лишь товар-посредник, средство, облегчающее хождение товаров по всему свету. Следует различать товары и услуги. Товары суть вещи, которые производятся: продукты питания, одежда, дома, автомобили и т.д. Товары также можно называть продуктами или предметами потребления. Услуги не являются продуктами, хотя при их оказании используется множество предметов, скажем, щётка, пылесос, стиральный порошок. Показ фильма — это оказание услуги. А вот создание фильма — это уже изготовление товара. Кинозрители, уходя домой, ничего вещественного с собой не забирают, хотя эмоциональных впечатлений у них много.
Товары и услуги не берутся из ниоткуда. Они возникают в результате человеческого труда. Одна из основ рыночной экономики — это товарное производство, при котором все продукты создаются для реализации на рынке. В истории человечества товарное производство возникло не сразу. Оно сформировалось в процессе общественного разделения труда, с которым вы познакомились в курсе истории. Другим важным условием формирования товарного производства была и остаётся частная собственность на средства производства. В узком смысле средства производства — это орудия труда, в широком — всё, что используется человеком в процессе производства. Это не только, допустим, молоток, зубило или станок с числовым программным управлением. Это и сырьё — нефть, из которой делается бензин, древесина, служащая для производства мебели. Наконец, ещё одним важным условием существования товарного производства является возможность свободно обменять или продать произведённый товар. Эту возможность и предоставляет производителю рынок, а шире — рыночная экономика. Товар не будет товаром или услугой, если нет желающего его приобрести. Таким образом, помимо производителя ещё одним важным участником, или субъектом, рыночных отношений становится потребитель.
Товары и услуги приобретаются потребителем за деньги. Деньги — это исторически сложившийся стихийный механизм регулирования взаимоотношений купли-продажи между людьми.
Вряд ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что за свою долгую историю деньги обросли традициями, обычаями и прочей социальной атрибутикой, приписываемой социальному институту. А о том, как умело и мудро они контролируют наши действия (особенно когда их на всё не хватает), или о том, что только они способны удовлетворить максимум потребностей при минимуме затрат на их изготовление, и говорить не приходится. Какова себестоимость изготовления бумажных или металлических денег? А скольких людей они делают счастливыми или несчастными? Оборот товаров, денег и услуг выражает степень развития общества, его процветание, богатство. Современные державы — развитые капиталистические страны типа США, Германии или Японии — обладают пропорционально развитыми сферами товаров и услуг. Их ещё можно причислить к самым богатым обществам. В бедных странах (Бангладеш, Мавритания, Эфиопия) сфера услуг очень узкая. Люди здесь едва удовлетворяют насущные потребности, а уж получать дорогое медицинское обслуживание они и вовсе не могут. Спрос и предложениеГлавными регуляторами рыночной экономики выступают спрос и предложение.
Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объём и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряжённые, сопутствующие товары. Различают: а) индивидуальный спрос одного лица; б) рыночный спрос на данном рынке; в) совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.
Парной спросу категорией выступает предложение.
Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время. Предложение изменяется в том же направлении, что и цены.
|
|
|