Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 1. Экономика

§ 3. Спрос и предложение. Рынок

Между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не обязательно вырастет спрос.

Почему же между парными категориями нет мира и согласия? Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. При таких условиях можно изготовить больше и заработать тоже больше.

И производили бы, если бы всё, что производят одни, покупали другие. Но другие, т. е. потребители, руководствуются при покупке совсем иными интересами. Завод готов продать клиенту 10 пылесосов, но ему столько не нужно. У потребителя всегда ограниченный спрос.

Вслед за спросом потребителя приходится ограничивать своё предложение и производителю. Но вслед, а не вперёд. Покупатель перестал приобретать пылесосы, и производитель прекратил их изготавливать. Иначе он не может: произвёл → не купили → разорился — такова цепочка работы впрок.

Связь между тремя экономическими величинами можно выразить на условной схеме взаимосвязи цены, спроса и предложения.

Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше по дорогой цене. При этом они в глубине души надеются, что спрос на них не уменьшится. А почему им думать иначе? Ведь каждый производитель думает только о себе (впрочем, как и потребитель). Он не знает о решениях, принятых его конкурентами. А те поступили точно так же. Все производители однотипной продукции, тех же пылесосов, полагают: за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на пылесосы не увеличивался, то и цены не повышались бы.

В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому это нужно, пылесосы накупили, а заводы продолжают их штамповать. Спрос падает, товары не разбирают, заводы терпят убытки.

Ситуация на рынке, когда спрос на все товары и услуги равен предложению, называется рыночным равновесием. Графически оно изображается точкой на пересечении кривых спроса и предложения (см. рис. на с. 29).

Цена

В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения.

Цена — это стоимость товара или услуги в денежном выражении.

Поскольку в цене концентрируются такие базовые понятия рыночной экономики, как потребность, спрос, предложение, себестоимость, налоги, ёмкость рынка (локального, национального, мирового) и многое другое, она выступает сжатой характеристикой товара на рынке — своего рода рыночным паспортом товара или услуги. В нём можно прочитать буквально обо всём: где и когда товар родился, кто трудился над его изготовлением и сколько запросил за свою работу, кто доставлял сырьё и почём, кто покупал и перекупал, привозил и отвозил и т. д.

Цена означает количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

Особенность рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Отклонение цены от стоимости товара обусловлено учётом факторов стоимости товара, различием качества товара, условиями конкретной части рынка, контингента обслуживаемых потребителей, учётом условий реализации и поставки товара потребителю. Этим обусловлено многообразие видов цен и их разновидностей (цена оптовая, розничная, рыночная, закупочная, отпускная и др.). Расчётной базой цены является себестоимость производства продукции.

Стоимость — важная экономическая категория и в то же время ёмкое понятие, которое учёные-экономисты определяли по-разному. Способность товара к обмену в определённых количественных пропорциях (допустим, три ведра картошки за мешок зерна) определяют как меновую стоимость. А. Смит и Д. Риккардо заложили основы трудовой теории стоимости, которая своё законченное выражение получила в трудах К. Маркса. Согласно ей, в процессе производства создаётся стоимость, которая определяется количеством человеческого труда, затраченного на производство товара. Часть её рабочий получает в виде зарплаты, необходимой для его выживания (т.е. для воспроизводства рабочей силы), а другую часть, которую Маркс называл прибавочной стоимостью, присваивает предприниматель. Прибавочная стоимость, таким образом, является основным источником прибыли. Основная часть западных учёных-экономистов придерживается теории предельной полезности, где стоимость рассматривается как проявление полезности вещи или потребности в ней. Соответственно чем больше потребность в вещи, тем выше её стоимость. В обыденной речи стоимость обычно выступает как синоним слова «цена».

Формула цены в самом общем виде может выглядеть так: стоимость сырья + производственные затраты + прибыль производителя + налоги + торговая наценка.

В настоящее время в Российской Федерации система основных цен включает: оптовую, отпускную, розничную и закупочную цены, тарифы на услуги. Оптовая и отпускная цена — это цены предприятий-изготовителей. Элементами оптовой цены являются: себестоимость и прибыль. Элементы отпускной цены — себестоимость, прибыль, акциз (если товар подакцизный), налог на добавленную стоимость. Цена должна обеспечивать предприятию: покрытие текущих издержек производства; возмещение произведённых капитальных затрат; получение прибыли, обеспечивающей процесс расширенного воспроизводства. Цена — это денежное выражение стоимости. Она может быть равной ей, быть выше или ниже. Если товар пользуется спросом, то цена намного выше себестоимости, и наоборот.

Себестоимость — затраты, связанные с использованием в процессе производства материалов, энергии, топлива, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат, связанных с производством и реализацией продукции; выраженные в денежной форме затраты организации на производство и реализацию продукции.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru