|
|
|
Глава 1. Экономика
§ 3. Спрос и предложение. РынокМежду спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не обязательно вырастет спрос. Почему же между парными категориями нет мира и согласия? Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. При таких условиях можно изготовить больше и заработать тоже больше. И производили бы, если бы всё, что производят одни, покупали другие. Но другие, т. е. потребители, руководствуются при покупке совсем иными интересами. Завод готов продать клиенту 10 пылесосов, но ему столько не нужно. У потребителя всегда ограниченный спрос. Вслед за спросом потребителя приходится ограничивать своё предложение и производителю. Но вслед, а не вперёд. Покупатель перестал приобретать пылесосы, и производитель прекратил их изготавливать. Иначе он не может: произвёл → не купили → разорился — такова цепочка работы впрок. Связь между тремя экономическими величинами можно выразить на условной схеме взаимосвязи цены, спроса и предложения. Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше по дорогой цене. При этом они в глубине души надеются, что спрос на них не уменьшится. А почему им думать иначе? Ведь каждый производитель думает только о себе (впрочем, как и потребитель). Он не знает о решениях, принятых его конкурентами. А те поступили точно так же. Все производители однотипной продукции, тех же пылесосов, полагают: за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на пылесосы не увеличивался, то и цены не повышались бы. В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому это нужно, пылесосы накупили, а заводы продолжают их штамповать. Спрос падает, товары не разбирают, заводы терпят убытки. Ситуация на рынке, когда спрос на все товары и услуги равен предложению, называется рыночным равновесием. Графически оно изображается точкой на пересечении кривых спроса и предложения (см. рис. на с. 29). ЦенаВ рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения.
Поскольку в цене концентрируются такие базовые понятия рыночной экономики, как потребность, спрос, предложение, себестоимость, налоги, ёмкость рынка (локального, национального, мирового) и многое другое, она выступает сжатой характеристикой товара на рынке — своего рода рыночным паспортом товара или услуги. В нём можно прочитать буквально обо всём: где и когда товар родился, кто трудился над его изготовлением и сколько запросил за свою работу, кто доставлял сырьё и почём, кто покупал и перекупал, привозил и отвозил и т. д. Цена означает количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Особенность рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Отклонение цены от стоимости товара обусловлено учётом факторов стоимости товара, различием качества товара, условиями конкретной части рынка, контингента обслуживаемых потребителей, учётом условий реализации и поставки товара потребителю. Этим обусловлено многообразие видов цен и их разновидностей (цена оптовая, розничная, рыночная, закупочная, отпускная и др.). Расчётной базой цены является себестоимость производства продукции.
Формула цены в самом общем виде может выглядеть так: стоимость сырья + производственные затраты + прибыль производителя + налоги + торговая наценка. В настоящее время в Российской Федерации система основных цен включает: оптовую, отпускную, розничную и закупочную цены, тарифы на услуги. Оптовая и отпускная цена — это цены предприятий-изготовителей. Элементами оптовой цены являются: себестоимость и прибыль. Элементы отпускной цены — себестоимость, прибыль, акциз (если товар подакцизный), налог на добавленную стоимость. Цена должна обеспечивать предприятию: покрытие текущих издержек производства; возмещение произведённых капитальных затрат; получение прибыли, обеспечивающей процесс расширенного воспроизводства. Цена — это денежное выражение стоимости. Она может быть равной ей, быть выше или ниже. Если товар пользуется спросом, то цена намного выше себестоимости, и наоборот.
|
|
|