|
|
|
Глава 1. Экономика
Конкуренция и её виды. ОбществознаниеАнтимонопольная политика проводилась и в условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации. Первый антимонопольный акт — Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках »> был принят ещё 22 марта 1991 г. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. В 2006 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции», цель которого — пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Федеральная антимонопольная служба является органом центральной исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также на рынках деятельности естественных монополий и рекламы. Функции и полномочия ФАС России определены в 1991 г. Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм — антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. В отличие от закона они не наказывают и не запрещают, а поощряют и стимулируют. В частности, практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства. Основные термины и понятия Конкуренция, совершенная конкуренция, олигополия, монополия Вопросы и задания 1. Что такое совершенная конкуренция? Перечислите её признаки. 2. В каком случае конкуренция бывает несовершенной? Приведите примеры. 3. Сравните олигополию и монополию. 4. В чём состоит сущность антимонопольного законодательства? 5. Какие естественные монополии в России вы знаете? Обоснуйте необходимость их существования. Практикум 1. На основе перечисленных ниже противозаконных действий, указанных в американском антимонопольном кодексе, сформулируйте: — какие опасности для общества таят в себе действия монополий; — каковы основные цели данного антимонопольного законодательства. 1) Монополизация рынка явным образом: угроза применения антимонопольных санкций по отношению к компании возникает, когда её рыночная доля превышает 60% . 2) Фиксирование цен: запрещается принимать согласованные решения об уровнях цен и объёмах производства. 3) Слияние компаний: если компании объявили о намерении слиться, то надлежит доказать, что образование новой компании не повлечёт ослабления или угасания конкуренции. 4) Переплетающиеся директораты: запрещается быть членом совета директоров двух конкурирующих между собой компаний, если их капиталы превышают 1 млн долл. 5) Ценовая дискриминация: производители должны продавать свои товары всем по одним и тем же ценам, если разница в ценах не обусловлена разницей в затратах. 6) Связанные контракты: продавец какого-либо товара не должен ставить условием его приобретения покупку какого-либо иного товара. 7) Исключительные контракты: если оговаривается, что розничный торговец, закупающий товар у производителя, не должен закупать аналогичный товар у его конкурентов, то такая сделка считается незаконной. 2. В прессе и Интернете найдите примеры нарушений антимонопольного законодательства в России и дайте их оценку (в чём проявилось нарушение; какую опасность для общества оно несло; какие воздействия были предприняты государством и на основании каких юридических норм и т. д.). 3. Изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу следующего высказывания: «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить» (А. Смит).
|
|
|