|
|
|
Глава 1. Экономика
§ 4. Конкуренция и её видыДаже если в отрасли действуют несколько компаний, они могут вести себя так, будто оперирует одна компания-монополист. Это свидетельство того, что в отрасли принимаются согласованные решения об уровнях цен и объёмах производства. Подобного рода практика получила название сговора монополистов. В последние годы цены на нефть, если говорить о мировом рынке, и цены на бензин на российском рынке постоянно росли — и во многом благодаря ценовой политике компаний. В нефтепереработке гиганты практически раздавили младших конкурентов. Хотя олигополия и не удовлетворяет условиям совершенного рынка, она всё же предпочтительнее безраздельного господства монополиста. Когда в отрасли активно конкурируют несколько крупных компаний, им, чтобы не отстать, приходится то и дело внедрять новшества; вкладывать деньги в фундаментальные исследования; использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке. Примеров тому множество — «Кодак», Ай-би-эм, «Дюпон», «Ксерокс», «Сони» и другие развиваются в оли- гопольных условиях. Существует также монопсония — это ситуация на рынке, когда одна компания выступает уже монополистом не в области производства товаров и услуг, а в области их купли-продажи. Она диктует остальным фирмам цены на их продукцию, потому что только она может её приобрести. Так, например, покупателем ядерного оружия в России выступает только государство, остальным участникам рынка его приобретение запрещено законом. В широком смысле термин «монопсония» применяют также к ситуации, когда потребитель оказывает решающее влияние на формирование рыночной цены на товар или услугу. Естественные монополии в России
В наследство от СССР нашей стране достался ряд естественных монополий — группа отраслей прямого государственного регулирования. По экономическим, технологическим, социальным или политическим условиям здесь не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный транспорт. Доступ к этим отраслям регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и предложения в данном районе (на транспорте — по маршрутам), чтобы спрос в районе (маршруте) был полностью покрыт и не слишком сильно превышен. Так создаётся территориальная монополия поставщика. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством, и в случаях резкого роста издержек (например, при повышении цен на топливо для электростанций) государство субсидирует тарифы из бюджета. Антимонопольная политикаБорьба с монополиями — веяние недавнего времени. В конце XIX столетия в США монополии превратились в настоящее бедствие, поставив под угрозу основу основ национальной экономики — свободу конкуренции. Виновниками оказались знаменитые американские тресты. Правительство, прежде почти не вмешивавшееся в свободную игру конкурентных сил, вынуждено было защищать свободное предпринимательство. Начиналась история антитрестовского законодательства. Антитрестовское законодательство — законы и другие правительственные акты, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты. Они призваны защищать добросовестную конкуренцию от агрессивных нападок со стороны участников рыночных отношений. После Второй мировой войны многие страны позаимствовали американский опыт борьбы с монополиями и сформулировали собственные законы. Общее в них то, что эти законы, во-первых, ставят под государственный контроль слияния компаний, во- вторых, запрещают соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекают недобросовестную конкуренцию. Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов. Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии: в ФРГ — Федеральное агентство по картелям, во Франции — Комиссия по конкуренции, в Австралии — Комиссия по торговой практике. В Европейском экономическом сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединённой Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.
|
|
|