|
|
|
|
|
Глава 4. Образ жизни подростков Проблема одиночества
Кстати сказать, у одиночества есть и положительная сторона — стремление к уединению. Когда у подростка нет возможности побыть наедине с самим собой, посидеть, подумать, что там внутри его происходит, он испытывает дискомфорт. Поэтому к одиночеству надо относиться осторожно и в определенной мере его себе обеспечивать. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Для одного — это отчаянная тоска по утраченной любви или близкому другу, для другого — преходящее чувство скуки из- за отсутствия общения, для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия. Чувство одиночества — из категории вечных переживаний переходного возраста. Достаточно вспомнить книги Л. Толстого, дневники его дочери Т. Сухотиной-Толстой. Любимая дочь знатока человеческих душ тяжело переживала свои отроческие годы. «Неустановившемуся сознанию, писала она в своих воспоминаниях, — приходилось в одиночестве разбирать вопрос жизни и смерти, отношение к религии, к родине, к братьям и сестрам, к прислуге, вопрос денег, искусства, отношения полов... Чужой опыт был мне нс нужен...» Подросткам кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к ним не относится, что их переживания уникальны. Одиночество часто возникает тогда, когда человек считает, что никому не нужен или что ему не о ком заботиться. Стать нужным другим, о ком-то заботиться, проявлять участие и сострадание — хороший выход из одиночества. Сильным средством снижения чувства одиночества могут оказаться усиление чувства собственного достоинства, чувства безопасности, привязанности и др. Одиночество и депрессия (подавленность, угнетенность) — две стороны медали. 'Го и другое часто подстерегает подростка. Длительное одиночество или повторение неудачи в общении ведет к самообвинениям и наконец к депрессии. Как же выглядит подростковая депрессия? Ее сопровождают плохой сон, отсутствие аппетита, постоянное ощущение физического нездоровья, потухшие глаза, поникшие плечи. Но бывают и другие проявления, а именно раздражительность, крикливость, непредсказуемость в поступках. Если подросток на протяжении нескольких недель находится в устойчиво тоскливом (или раздражительном, плаксивом) настроении, постоянно недоволен собой, упорно не хочет общаться, столкнулся с ранее незнакомыми трудностями в учебе и повышенной утомляемостью, перестал радоваться тому, что всегда доставляло ему удовольствие, потерял способность нормально спать и есть, жалуется на необычные неприятные ощущения в теле — это, скорее всего, депрессия. Надо подумать, чем это состояние вызвано, и обязательно найти способы, чтобы выйти из него.
|
|
|