Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

Глава 4. Образ жизни подростков

Досуг и отдых

Свободное время у россиян

Российские социологи провели исследование, в котором задавали разным группам населения вопрос: «Какие занятия доставляют вам радость?» Вот что в результате получилось. Для всего населения наиболее предпочтительными оказались два занятия: проводить время с детьми и читать интересную книгу (57%), журнал (39%). Для молодежи до 20 лет среди любимых занятий были: слушать музыку (57%), путешествовать (39%), смотреть телевизор (29%), заниматься спортом (25%). А люди старшего возраста предпочитали проводить время в семье (40—65%), работать в саду (48%), читать (46%), бродить по лесу (25%), рыбачить или охотиться (17%).

Характерная черта нашего времени — переход от активного досуга к пассивному.

Ведь не нужно тратить силы и время, чтобы сходить в театр, консерваторию или на стадион. Сегодня все развлечения можно получить простым нажатием кнопки переключателя. Отправляясь на выставку, симфонический концерт, в театр, человек не просто приобщается к активному действию. Он выходит «на люди», поэтому выбирает соответствующую одежду. Телевизор смотрят в домашних тапочках, подчас не помышляя о груде души и овладении культурой. Но чудеса современной техники обесценивают качество исполнения музыки или игры актеров. Одно дело слушать живую музыку в консерватории, совсем другое — звучание, передаваемое по телевизору. Но многие люди стали понимать, что телевидение способствует снижению активности человека, как физической, так и духовной.

Свободное время можно проводить по-разному: ходить в театр, гулять в парке, ловить рыбу, посещать музеи и выставки, заниматься спортом. Любая форма досуга, не направленная на развитие духовного мира человека, не может считаться культурной.

Культурный досуг направлен на познание, духовное и эстетическое развитие человека. А где мы можем расширить свой кругозор, приобщиться к прекрасным произведениям искусства, как не в библиотеках и музеях? О них и пойдет речь дальше. Библиотеки и музеи играют важную роль в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга.

Библиотеки

Памятники письменности начали собирать и хранить в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 11 тысячелетии до н. э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V веке до н. э. в Афинах. Широкое развитие библиотеки получили при монастырях в раннее Средневековье, а в XV веке, после изобретения книгопечатания, поднялись на качественно новый уровень. В XIX веке публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в XI—XII веках, а первые светские — в XVIII веке во время правления Петра I, при Академии наук и Московском университете.

Сегодня библиотеки (греч. bibliotheke, от biblion — книга, theke — хранилище) — это учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней читателей. Библиотеки являются как научно-информационными, так и культурно-просветительскими учреждениями. Тем самым определяются их культурные функции.

Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное — доступность книг для читателя. В специализированные библиотеки доступ читателей ограничен. Некоторые специализированные библиотеки хранят обязательные экземпляры печатной продукции, подлинные или уникальные документы.

Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Примером такой библиотеки является Российская государственная библиотека в Москве, где хранятся все обязательные экземпляры и ведется широкая научно-исследовательская деятельность.

Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е годы XX века, когда большинство населения получало среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась большая часть читающей публики, стало модным иметь личную библиотеку. Она служила показателем определенного уровня культуры.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru