|
|
|
|
|
Глава 4. Образ жизни подростков Досуг и отдых. ОбществознаниеМузеиМузеи (греч. museion — храм муз) — это научные, исследовательские и просветительские учреждения. Они создают, хранят, изучают памятники материальной и духовной культуры. Первые музеи, как «храмы муз», появились в античной Греции, где считались местом познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. В музеях также собирались древние философы, поэты, музыканты и актеры, которые состязались в своем мастерстве. Здесь хранились произведения искусства и культовые предметы. Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах, и для иx хранения строились дополнительные помещения. В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 году до н. з., была собрана коллекция естественно-научных памятников, которая использовалась в образовательных целях. Наиболее значительным хранилищем картин эллинистической эпохи являлась пинакотека, созданная в Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 года до и. э.) и Пергамская библиотека (III век до н. э.) — крупнейшие в Античности хранилища книг и художественных ценностей. Для эпохи Ренессанса был характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно ярко это проявилось во Флоренции (Италия) в XIV—XV веках. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократов увлекались составлением коллекций из монет, печатей, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг и предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев Гатереи Уффици во Флоренции. Так был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, галереи. В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии.
В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Традиционно местом хранения ценностей были соборы и монастыри. Известны коллекции, принадлежавшие в XVI—XVII веках русским царям и боярам. К зтому периоду относится формирование собрания Оружейной палаты Московского Кремля. При поддержке Петра I в 1719 году был открыт первый общественный естественно-научный музей в России — Кунсткамера. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи, положившие начало Эрмитажу, ставшему одним из крупнейших музеев мира. Сегодня специалисты различают три типа музеев — научно-просветительские, исследовательские, учебные. Музеи имеют следующие профили: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, музыкальные, краеведческие и др. Главное предназначение музеев — тщательно собирать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, реставрируются, изучаются и экспонируются.
Проверьте свои знания 1. Определите смысл понятий: «досуг», «отдых», «свободное время», «культурный досуг». Найдите общие черты и различия. 2. Как характеризует человека его отдых? Подтвердите ваш ответ примерами. 3. Как люди проводили свой досуг в древности, как его проводят в современном мире? В чем вы видите общее и различия? 4. Объясните, зачем нужны библиотеки и музеи. 5. В современном мире телевизор и компьютер вытесняют чтение. Как вы считаете, может ли просмотр фильмов и работа на компьютере заменить книгу? Почему? Практикум 1. Подготовьте сообщение по одной из тем: «Мой любимый музейный экспонат», «Книга в моей жизни». 2. Объясните смысл русской пословицы «Бестолковый отдых утомляет хуже работы». 3. Закончите фразы: «Свое свободное время я трачу на...», «Лучшим отдыхом для нашей семьи является...», «От использования свободного времени зависит...».
|
|
|