Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

Глава 1. Личность подростка

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Аффект - бурная кратковременная эмоциональная реакция (например, гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель.

Эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в переживаниях.

Чувства — это отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Они могут стать чертой характера. Например, о завистнике говорят как об особом типе человека. Правда, и трус — тоже определенный тип людей. Он всего или многого боится. Значит, страх тоже может стать чертой характера? Страх, как временное состояние, испытывают все люди, даже самые храбрые. На войне, говорят, страх помогает сохранить бойцу жизнь. Но нельзя дрожать пос тоянно, сделать страх чертой характера и постоянным чувством, через него воспринимать окружающий мир.

Далеко не всех людей постоянно испытываемый страх превращает в трусов. Мания преследования основана на постоянном страхе, что за тобой кто-то крадется, тебя кто-то хочет убить, отравить или задушить. Мании подвержены не только психически больные люди, но и некоторые выдающиеся правители. А как вы думаете, почему?

С помощью чувств мы не только сообщаем окружающим о своем настроении или состоянии, но и пытаемся повлиять на них. Дети плачут, улыбаются, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то надеемся смягчить собеседника, вызвать его расположение, задобрить.

    Интересные факты

Более 1000 лет назад великий арабский ученый и врач Ибн Сина (Авиценна) показал, к чему приводит арах. Он держал на привязи двух баранов. Кормил их одинаково. Но рядом с одним бараном был привязан волк. Испытуемое животное быаро начало худеть и скоро погибло.

Разнообразие мира чувств называют душевным богатством. Отзывчивость, сострадание, сопереживание, чистосердечность и многое другое, покоящееся на эмоциях и переживаниях, относится к человеческой душе.

Возникновение стресса у подростков может произойти по разным причинам: распад семьи, неудачи в школе, привод в полицию, попадание в зависимость от наркотиков или алкоголя, ссоры с другом или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с одной или несколькими проблемами, либо имеют близких друзей, которым приходится такое пережить. Приведем список различных жизненных событий, которые, как правило, вызывают стресс. Они расположены в порядке убывания силы их воздействия на подростков: смерть члена семьи, развод или разъезд родителей, проблемт.т в школе, с полицией, с родителями и друзьями, со здоровьем, попадание в зависимость от наркотиков, потеря работы, разрыв с другом или подругой, болезнь близкого человека, потеря любимого животного...

Настроение — отражает общее состояние переживаний человека. Настроение может быть приподнятым или подавленным. К настроению относят скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность.

Стресс — реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Дополнительное чтение

О. Извекова

Стресс: выживет ли человечество?

На первом месте среди факторов риска стоит ускорение темпа жизни. На втором — информационные перегрузки. Сутолока крупных городов - это мощный стрессовый фактор. К нему надо добавить малоподвижность горожан. Современные продукты питания вкусные, но ненатуральные. Из-за перегрузок в школе и постоянного сидения у компьютеров 80% детей нарушили свои нормальные физиологические функции — деятельность сердца, дыхание, пищеварение.

Немецкий ученый Э. фон Хольст провел любопытный эксперимент: маленьких белочек поместили в ограниченное пространство. Сначала было все в порядке, зверьки размножались, вели себя спокойно. Но затем, когда их стало слишком много, т. е. когда популяция достигла критической массы, у всех животных вдруг распушились хвосты. У самок исчезло молоко, они стали съедать свое потомство, потом самцов. Далее зверьки стали формироваться в отдельные группки, которые бились между собой не на жизнь, а на смерть. Стали отмечаться массовые нарушения функций нервной системы, повышение кровяного давления, нарушение половых функций. Таким способом популяция пыталась справиться со стрессом. Выжили сильнейшие, и начался следующий этап - для тех, кто остался.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru