|
|
|
Глава I. Личность и общество
Что делает человека человеком (окончание)?Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности. В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию. Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то — бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы цели каждого не расходились с интересами общества. Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности. И мы надеемся, что вы разделяете мысли, высказанные А. П. Чеховым: «...хочется жить независимо от будущих поколений, и не только для них. Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благоразумную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или ещё хуже того...»
Подведём итог. Каковы же отличия человека от животных? Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их. Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. В-третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности. Человек — биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. ПРОВЕРИМ СЕБЯ 1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»? 2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)? 3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека? 4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью? 5. Как проявляются способности человека? 6. Что такое самореализация человека? 7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности? В КЛАССЕ И ДОМА 1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра. 2. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора. Для человека мысль — венец всего живого,
Анвари 3*. Объясни, чем различаются два утверждения: а) человек — существо биологическое и социальное;
4. Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом. 5. Назови, какие из рассмотренных человеческих качеств ты ценишь более всего. Свой ответ поясни. ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «Мыслящий и работающий человек есть мера всего. Он есть огромное планетное явление». В. И. Вернадский (1863—1945),
|
|
|