|
|
|
Глава I. Личность и общество
Человек, общество, природаДавайте вспомним Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе? Подумаем Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем? Природа и её значение в жизни человекаУчёные употребляют понятие «природа» в различных значениях. Одно значение — более широкое — природа как окружающий нас мир во всём бесконечном проявлении. В этом смысле природой (или материей, как называется это в некоторых философских учениях) является всё, за исключением «субстанции духа» — мыслей, идей, образов, т. е. всего, что создаётся сознанием. Другое значение — природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. Известно, что живая и неживая природа существовала задолго до появления человека. И наконец, природой называют биосферу нашей планеты, т. е. земную оболочку, охваченную жизнью. Жизнь на Земле есть в лесах, степях и пустынях, в океанах и пресных водоёмах, в высоких горах и в почве. В этом значении природа в определённом смысле противостоит обществу — такой организации жизни людей, где велико влияние «человеческого фактора» — деятельности людей, ведущей к изменению условий жизни. Природа — это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать некий искусственный подземный или инопланетный мир, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д., и жить в нём. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять, хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому- подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались». Природа — это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет. Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Связь человека с природойНаучное знание говорит о единстве мира. Всё живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием. Не будем приводить здесь всю сумму научных доказательств этого факта. О них вы узнаете на уроках биологии. Вспомним ещё один рассказ Р. Брэдбери — «И грянул гром». Его герои с помощью машины времени отправились путешествовать в далёкое прошлое, на 60 млн лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Компания, организующая такие путешествия, казалось бы, предусмотрела всё, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в первобытном лесу, куда прибудут охотники. Вот как рассуждает один из героев: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это означает, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет — верно?.. Не хватит десяти мышей — умрёт одна лиса. Десятью лисами меньше... погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но увы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает с голоду. А этот человек... не просто один человек, нет! Это целый будущий народ». У этого человека было бы десять сыновей. От них произошло бы сто — и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека — и вы уничтожите целое племя, народ, историческую цивилизацию. Эти рассуждения оказались пророческими. Один из путешественников, сойдя со специально проложенной тропы, нечаянно раздавил бабочку. Последствия этого отразились на всей цепи последующих событий. Герои поняли это, возвратившись в своё время. Рассказ, написанный фантастом, очень поучителен. Он показывает, как легко разрушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека. Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
|
|
|