|
|
|
Глава III. Социальная сфера
Практикум. Обществознание 8 класс1. Сравнивая на уроке социальную структуру советского общества 60—70-х гг. XX в. и современного российского общества, ученики обратили внимание на сокращение численности рабочего класса и крестьянства. Выскажи своё мнение: связано ли это с развитием постиндустриального общества в нашей стране? Обоснуй свой ответ. 2. В традиционном обществе подавляющее большинство трудоспособного населения работало на земле. Сегодня в индустриально развитых странах только 2—5% людей занято в сельском хозяйстве. Что в данном случае стало основным источником изменений в государстве? Найди и выпиши из текста учебника предложение, которое помогает ответить на этот вопрос. 3. Важным компонентом социальной структуры является профессиональный состав общества. Всем классом подготовьте социальный проект «Изменения профессиональной структуры в нашем регионе». Опираясь на статистические данные о численности различных профессиональных групп (строительные рабочие, торговый персонал, рабочие промышленных предприятий, работники жилищно-коммунального хозяйства, преподаватели высшей и средней школы, врачи и др.) в 90-х гг. прошлого века и в наши дни, сделайте выводы об основных направлениях изменения социально-профессиональной структуры в вашем регионе. Выскажите и обоснуйте причины этих перемен. Сделайте прогноз на ближайшее будущее. Подготовьте компьютерную презентацию проекта. 4. Изучая данную главу, ты узнал, что учёные выделяют два подхода к определению понятия «нация» и соответственно различают нацию-государство и нацию-этнос. Какие из перечисленных ниже понятий в большей мере характеризуют каждый из этих подходов? Правовой статус личности, национальность, культурные традиции, гражданство, общие предки. Внеси (в тетради) эти понятия в соответствующую графу таблицы.
5. Вдумайся в характеристику патриотизма и национализма, которую дал академик Д. С. Лихачёв: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей... Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру... Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же — самое тяжёлое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов». Что имел в виду Д. С. Лихачёв, говоря: «Зло маскируется под добро»? Почему и как это происходит? Как отличить подлинный патриотизм от национализма? Приведи примеры проявления того и другого в современном обществе. 6. Проведите небольшое социологическое исследование «Вредные привычки и борьба с ними». Подготовьте анкету, содержащую примерно следующие пункты: 1) Имею ли я вредные привычки? Если да, то какие именно? 2) Что я думаю о причинах их появления? 3) Знаю ли я о ближайших и отдалённых последствиях этих пристрастий? 4) Предпринимаю ли я усилия по преодолению своих вредных привычек? 5) Как я отношусь к вредным привычкам окружающих? Опросите одноклассников, учеников параллельных классов. Обобщите полученные результаты и сделайте выводы. Подготовьте сообщение по итогам исследования.
|
|
|