Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава IV. Экономика

Распределение доходов (окончание)

Экономические меры социальной поддержки населения

Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Люди, получающие такие выплаты, не должны ничего предоставлять государству в качестве компенсации потраченных на них средств.

Социальные выплаты включают также систему льгот для особо нуждающихся групп населения. Например, предоставление возможности приобрести часть товаров и услуг бесплатно или по сниженным ценам. Во многих странах бедные семьи получают компенсации на содержание своего жилья (в зависимости от занимаемой площади и доходов).

В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населения получают льготы, например на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

Социальное обслуживание на дому или в специальных учреждениях государство предоставляет инвалидам, престарелым, многодетным семьям, беженцам, беспризорным.

Другой мерой является помощь малоимущим гражданам, заключающаяся в увеличении заработанных ими средств. Почти во всех странах государство регулирует заработную плату. С помощью закона оно устанавливает минимальный размер оплаты труда — её низшую величину на предприятиях любой формы собственности. Кроме того, закон определяет ряд надбавок к заработной плате (например, за сверхурочные работы, за работу в выходные и праздничные дни), а также устанавливает условия её изменения в связи с ростом цен. Помимо этого, государство стремится обеспечивать льготные условия для ведения малого и среднего бизнеса, в том числе семейного, оказывает поддержку предприятиям, на которых работают инвалиды, молодёжь.

Отдельное внимание уделяется помощи безработным. Она включает материальные выплаты: компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий (выходные пособия), и пособия по безработице. Помимо этого, государство принимает разнообразные меры по повышению занятости.

Государство определяет формы, размеры, условия и сроки выплаты пособий. Например, если безработный отказывается без оснований от предложений подходящей работы, то выплата пособия по безработице может быть приостановлена или прекращена. Если работник увольняется за нарушение трудовой дисциплины, то он не получает выходного пособия. В то же время особо нуждающимся безработным и их семьям (например, семьям, в которых есть дети) могут выплачиваться дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранения и общественного питания. Пособия и субсидии учитывают доходы людей и носят адресный характер.

Проводимое государством перераспределение доходов повышает массовое потребление. О потреблении как сфере экономической жизни речь пойдёт в следующем параграфе.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Каковы источники доходов населения? 2. В чём причины неравенства людей в получаемых ими доходах? 3. Почему нельзя устранить неравенство в доходах? 4. Зачем людям нужна социальная поддержка государства? Какие экономические меры она включает? 5. Почему социальные программы государства носят адресный характер?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет, она пенсионерка. Сергею Афонину 40 лет, он работает экономистом в банке. Его жене 36 лет, она учитель школы, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребёнок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных уже студент-первокурсник. А их дочка — ученица 5 класса. Охарактеризуйте возможные доходы этой семьи.

2. Можно ли утверждать, что определённая разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ.

3. Существует такое выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Опираясь на текст параграфа, объясни, как удаётся государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям.

4*. Выполните работу в группах: подберите материал из СМИ о мерах, принимаемых государством для решения проблемы бедности в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Один родится с серебряной ложкой во рту, а другой — с деревянным половником».

О. Голдсмит (1728—1774),
английский писатель

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru