Главная >> Обществознание 8 класс. Боголюбов

Глава II. Сфера духовной культуры

Сфера духовной жизни (продолжение)

Культура личности и общества

Из курсов истории и изобразительного искусства вы знаете, что свой вклад в развитие культуры внесли разные народы мира. История культуры развивалась вместе с историей человечества. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках и на протяжении многих тысячелетий.

С древних времён люди связывают с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Ещё в древности было замечено: если человек начинает создавать какие-либо предметы, не существующие в природе в натуральном (естественном) виде, это не проходит бесследно для него самого. Преобразуя естественные природные материалы (камень, глину, кость и т. д.), он одновременно преобразовывал себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, воображение, образное мышление. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становились достижениями культуры. Это была уже культура не внешняя, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевлённых вещах, а культура внутренняя, превращающаяся в достояние и богатство человека.

Как же человек приобщается к культуре? Древнее предание повествует о том, как к великому греческому математику Евклиду обратился один из властелинов, пожелавший овладеть геометрией с наименьшими затратами времени. Учёный ответил ему на это, что в науке нет «царского» пути.

Объясни смысл слов Евклида.

Другая история, тоже относящаяся к далёкому прошлому, гласит, что некий римский богач, желая прослыть образованным, купил себе десяток грамотных рабов. Каждого из них он заставил выучить наизусть стихи Гомера и других великих поэтов. Затем на различных празднествах и пирах в присутствии гостей хозяин по подсказке обученных рабов читал стихи. При этом он полагал, что знания и образованность каждого из рабов — это его собственность. Не напоминает ли этот римлянин кого-то из ваших знакомых? А может быть, стоит помнить, что подлинную культуру нельзя ни взять напрокат, ни купить и к ней лежит только один путь?

Исторический опыт показывает, что без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры невозможно. Подлинный путь к культуре — это путь радостных открытий, путь самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл великих произведений культуры.

Как ни странно это звучит на первый взгляд, но, подумав, возможно, вы согласитесь, что современный человек не может считаться культурным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. Её глубины открываются перед тем, кто готов думать, размышлять, спорить и добиваться истины. Это один путь приобщения к культурным ценностям.

Иной путь к культуре — путь, так сказать, престижного присвоения отдельных её достижений. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат только цели возвыситься в чьих-то глазах. Тот, кто следует вторым путём, лишь поверхностно касается культуры. Часто его интересует только сюжет книги, спектакля или другого произведения искусства, чтобы при случае сказать, что это произведение ему знакомо, «коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока».

Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных аудиозаписей или дисков. Человек по-настоящему культурный способен за художественными образами увидеть жизнь во всей её полноте и сложности. Общение с искусством является для него дополнительным источником, побуждающим к поиску средств решения реальных проблем окружающей жизни.

По-настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Он не может замыкаться только в узких рамках специальных знаний. Ему интересно не только то, что практически полезно. Ему нужен мир во всём богатстве красок и звуков.

Истинно культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Человечность, порядочность — это те качества, которыми непременно обладает культурный человек.

Развитие культуры в современной России

Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких- либо ограничений. Правда, в этом потоке, захлестнувшем Россию, встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.

Реформы, развернувшиеся во всех сферах общества, не могли не отразиться и на развитии культуры. Переход к рыночным отношениям существенно изменил положение духовной сферы. С одной стороны, государство перестало быть единственным источником её финансирования. А с другой стороны, не все учреждения культуры могут выживать самостоятельно. В обществе не стихают споры о том, хорошо это или плохо.

МНЕНИЯ

Сторонники сохранения ведущей роли государства в развитии духовной сферы ратуют за то, чтобы основные средства на развитие образования, искусства, спорта, науки давал государственный бюджет.

Те, кто считает рынок универсальным регулятором отношений в обществе, говорят о том, что именно рыночные отношения всё расставят по своим местам: всё, что жизнеспособно, что пользуется спросом в обществе, не только сохранится, но и улучшит свои финансовые возможности, а то, что в обществе не востребовано, постепенно перестанет существовать, отомрёт.

А каково твоё мнение по этому поводу?

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru