|
|
|
Глава II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизниДавайте вспомним В чём проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной? Подумаем Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского» пути в культуре? Никто не станет спорить с тем, что в жизни общества и отдельного человека существенную роль играет культура. Учёные не могут дать общепризнанного определения понятия «культура». Словари предлагают более 200 толкований. Слово это латинского происхождения, и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. Сегодня этим значением смысл слова не исчерпывается.
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Безусловно, ему для жизни необходимы и благоприятные природные условия, и полноценное питание, и комфорт, и современные технические средства. Но можно ли ограничиться только этими благами? Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого человека. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни. Духовная сфера жизни обществаЧто же отличает духовную сферу от других сфер общества? Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей. О таких проявлениях духовной сферы, как мораль, право, религия, образование и наука, речь пойдёт дальше в параграфах учебника. Здесь остановимся на общих особенностях других компонентов духовной жизни. Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, ценности духовные также постоянно созидаются в обществе. Это знания, идеи, образы, языки, искусство, обряды, обычаи, нормы.
Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п. Так, например, давно утрачены первоначальные списки «Слова о полку Игореве», но само произведение живёт в мировой литературе. Потребности людей в духовных ценностях поистине безграничны. Нет предела насыщению знаниями, впечатлениями от произведений искусства и стремлению человека понять суть явлений окружающего мира. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. Многие достижения духовной сферы имеют конкретных авторов. Но и созданное неизвестными творцами не менее значимо для духовной культуры. Во-вторых, созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий. Это и учителя, и библиотекари, и музейные работники, и учёные в самых разных областях знания. Кроме того, в этой сфере трудятся писатели, художники, артисты, музыканты. Именно об этих профессиях принято говорить как о творческих. Конечно, человеку свойственно проявлять творчество в самых разных видах деятельности, однако в сфере науки или искусства без творческих успехов талантливых людей невозможно создать истинные произведения культуры. Один из яркий примеров таких людей — академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающиеся труды которого по истории литературы и культуры Древней Руси были удостоены Государственной премии. Его научная и общественная деятельность была направлена на сохранение духовных ценностей, на возвышение культуры как первоосновы жизни общества. С духовной сферой связаны и служители религиозных культов. Духовная сфера включает и учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры. К их числу относятся музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др. Многие люди участвуют в создании духовных ценностей, не являясь профессиональными работниками этой сферы, а, так сказать, по велению души. Они увлёченно занимаются художественной самодеятельностью, создают в свободное от основной работы время подлинные произведения искусства, посвящают себя научному или техническому творчеству. В-третьих, достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. (Заметим, что существует немало школьных музеев боевой славы, краеведческих и других, созданных учащимися.) Наряду с культовыми сооружениями разных религий все эти учреждения, созданные в процессе культурного развития человечества, составляют существенную часть духовной сферы.
|
|
|