Главная >> Обществознание 9 класс. Боголюбов

Глава II. Право

Основы конституционного строя Российской Федерации (продолжение)

Теперь о власти. Обратимся к статье 10 Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную...» Этот принцип конституционного строя вам знаком.

Вспомни, в чём смысл разделения властей.

Россия провозглашена федеративным государством (ст. 1 и 5). Федеративное устройство для России — единственное из возможных. Ведь её территория столь обширна (около тысячи городов, несколько тысяч посёлков), а число населяющих её народов столь велико (около 140), что управлять страной без учёта интересов субъектов федерации не эффективно. В таких условиях важно, чтобы были максимально чётко определены принципы федеративного устройства (принципы федерализма). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Государственная целостность — это первый, основополагающий принцип. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности», — записано в части 3 статьи 5 Конституции. Это значит, что Россия не союз государств, а единое, целостное государство.

Вы уже знаете, что Российская Федерация сложилась исторически в результате сплочения внутри России не только русского, но и нерусских этносов, а вместе они и есть единая многонациональная Россия.

Как же обеспечивается государственная целостность России? В нашей стране единая система власти (напомним, что в системе власти обеспечиваются единство и взаимосвязь её различных частей). Это означает, что все органы власти субъектов, будучи совершенно самостоятельными на своей территории, подчинены федеральным органам власти — Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и высшей судебной власти РФ. Вместе они составляют единую систему власти.

У нас обеспечивается верховенство федеральных нормативных актов. Это значит, что все нормативные акты субъектов Федерации строго подчинены Конституции, всем законам, принятым Федеральным Собранием, а также нормативным актам Правительства РФ и высшей судебной власти РФ. Кроме того, у нас единый государственный язык — русский; единая денежная система, единое народное хозяйство (или единое экономическое пространство).

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ, равноправия субъектов РФ закреплён в Конституции. Даже само введение единого понятия «субъект Российской Федерации» подчёркивает, что все субъекты равноправны, в том числе и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти — Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, судебной властью (ст. 5, ч. 1 и 4). Иначе говоря, никто из субъектов Федерации не обладает никакими привилегиями, когда обращается в высшие (федеральные) органы власти для решения каких-либо своих проблем.

Современное демократическое понимание принципа самоопределения способствует объединению народов в единое многонациональное государство, в котором каждому народу предоставлено право на сохранение и развитие своих национальных ценностей. Именно из такого понимания исходит наша Конституция. Все субъекты Федерации имеют право на самостоятельное решение вопроса о своей жизни и судьбе, о культуре, языке, обычаях и традициях, об устройстве управления и т. д., что особенно важно в многонациональной стране.

И ещё один принцип: разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти субъектов РФ.

Под предметом ведения и полномочий подразумевается круг вопросов, по которым государственные органы компетентны принимать решения. Согласно Конституции РФ, в нашей стране действует три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения Российской Федерации, т. е. та группа вопросов, которые решают только органы государственной власти Федерации (ст. 71); 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72); 3) вне пределов указанных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и реализуют свои права согласно Конституции РФ. Законодательное разграничение полномочий служит ещё одним важнейшим средством укрепления федерализма.

Может возникнуть вполне естественный вопрос: допустимо ли расширение состава субъектов РФ? Обратимся к нашему законодательству. В Конституции РФ записано: «Принятие в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом» (ч. 2, ст. 65).

ДОКУМЕНТ

Из Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», ст. 3:

1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляется на добровольной основе.

2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации...

Вопрос: Какие основные требования к принятию в Российскую Федерацию нового субъекта закреплены в федеральном конституционном законе? Почему эти требования необходимо соблюдать?

Россия провозглашена социальным и светским государством (ст. 7 и 14). Государство, объявившее себя социальным, ставит цель обеспечить людям достойную жизнь и свободное развитие каждого. В Конституции нашей страны такая цель поставлена.

Понятие светское государство отражает отношения государства и религий. Светским считают такое государство, в котором не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Наиболее прогрессивной формой взаимоотношений светского государства с церковью является отделение церкви от государства. Именно эти положения закреплены в статье 14 Конституции РФ. Религиозные объединения у нас в стране не могут вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и т. д.).

Вместе с тем религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества. Государство же обязано охранять законную деятельность религиозных объединений.

<<< К началу       Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru