|
|
|
Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте
Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годыИз всех тех видов воспитания, которые можно осуществлять уже в раннем возрасте, кроме уже рассмотренных, требует внимания воспитание дисциплины, а также физическое и гигиеническое воспитание. Первое касается выработки у детей способности сознательно регулировать свои действия, второе относится к совершенствованию силы, к повышению выносливости и работоспособности организма, улучшению физического здоровья, двигательных умений и навыков ребенка. Гигиеническое воспитание включает в себя выработку у ребенка элементарных гигиенических навыков. Рассмотрим психологические аспекты каждого из названных видов воспитания. Воспитание дисциплины предполагает способность ребенка управлять своими желаниями, подчинять ситуационные мотивационные побуждения заданным требованиям, сиюминутные влечения достижению более серьезных, отдаленных и значимых целей. Все это вместе взятое опирается на три способности: произвольная саморегуляция поведения, осознание относительной значимости мотивов и целей и их сознательное соподчинение. Произвольная само регуляция связана со способностью ребенка владеть словом. Произвольными в раннем возрасте, будучи вместе с тем опосредствованными речью, начинают становиться восприятие, внимание, память и мышление ребенка, т. е. его основные познавательные процессы. Без соответствующей внутренней саморегуляции нельзя говорить ни о какой самодисциплине. Поэтому психологически правильно начинать приучать детей к дисциплине не с внешнего поведения, а с мышления, т. е. с внутренней саморегуляции. Воспитатель, работающий с детьми, в первую очередь должен позаботиться о том, чтобы ребенок научился регулировать свои познавательные процессы. В самом начале активного речевого развития ребенку желательно дать необходимый набор лексики, с помощью которой он мог бы научиться управлять своими психическими процессами, а затем и собственным поведением. Прежде всего ребенок должен научиться пользоваться словами для оказания практического воздействия на поведение других людей. С этой целью следует разработать систему специальных упражнений, позволяющих ребенку управлять поведением других людей и постепенно переходить от этого к поведенческой саморегуляции. Думается, что уже к концу раннего детства можно добиться произвольности в регуляции собственного восприятия, воображения и памяти детьми, естественно — в пределах, ограниченных возрастными возможностями ребенка. Физическое воспитание в раннем возрасте необходимо не только для укрепления здоровья, силы и выносливости детей, но также для их интеллектуального развития. Дело в том, что произвольные и автоматизированные движения входят составной частью в самые разные способности, которые без точных и тонких движений не могут существовать и развиваться. Это касается и технических, и музыкальных, и художественно-изобразительных, и многих других способностей. Кроме того, совершенствование движений предполагает выработку умения произвольно ими управлять. Такая произвольность может положительно сказаться на саморегуляции, поэтому физическое воспитание можно считать функционально связанным с воспитанием у ребенка дисциплины. Ранний детский возраст является сензитивным для формирования у детей элементарных гигиенических навыков. В этом возрасте дети сравнительно легко усваивают эти навыки. Выработка элементарных гигиенических навыков также дисциплинирует ребенка, способствует формированию у него ряда других полезных качеств личности, в частности аккуратности, которая затем переносится на различные виды деятельности.
|
|
|