Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Словарь основных психологических понятий

Словарь от А до Д. Психология образования. Немов

Автократичность

— властность, склонность человека к использованию недемократичных методов воздействия на людей в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п.

Агрессивность

— враждебность; свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Аккомодация (в теории Ж. Пиаже)

— изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.

Акцентуированные типы характера

— типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.

Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже)

— использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения.

Ассоциация

— соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого.

Атавизм

— проявление растущим организмом каких-либо признаков, наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную.

Аутотренинг (аутогенная тренировка)

— комплекс специальных выражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А. используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффилиация

— потребность человека в установлении, сохранении упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному Эмоциональному сближению с людьми.

Биогенетический закон

— постоянное, систематическое воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического, психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерах для филогенетического развития соответствующего биологического вида.

Ведущий вид деятельности

— деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения

— преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.

Вероятностная (стохастическая) теория развития

— теория, утверждающая, что на каждой стадии психическое развитие человека определяется случайным сочетанием факторов и зависит только от того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развития.

Вербальное научение

— научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предметным действиям (см. метод проб и ошибок), условнорефлекторному (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научение) обусловливанию.

Викарное научение

— научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и подражание им.

Внутренняя позиция

— система социальных установок (см.) человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

Внутренняя речь

— особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В. р. является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.

Внушение

— неосознаваемое воздействие одного человека на другого, вызывающее определенные изменения его психологии и поведения.

Возраст психологический

— возраст физический (см.), которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Генотип

— совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей.

Гетерозиготные близнецы

— пара близнецов, имеющих различные наборы генов и родившихся из разных зародышевых клеток.

Гештальтгруппы

— группы людей, образуемые для психотерапевтического воздействия в гештальттерапии.

Гештальттерапия

— система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии — области психологических исследований, ставящей во главу угла закономерности образования и функционирования целостных структур, исходя из которых объясняются их элементы и связи между ними. Главный принцип Г.— безусловное принятие человеком себя, других людей и всего остального мира такими, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения.

Гомозиготные близнецы

— близнецы, имеющие одинаковые наборы генов и происходящие из одной зародышевой клетки.

Группы встреч

— специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга (см.) с аналогичным названием. Цель этого тренинга — обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, избавиться от психологических барьеров и комплексов.

Группы психодрамы

— малые группы, в которых через ролевое поведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их собственные проблемы. Усваиваемые роли становятся достоянием личности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни.

Группы телесной терапии

— группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.

Группы тренинга умений

— бихевиористски ориентированные группы, рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных. Благодаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и других привычных форм отрицательного поведения. Детство — период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста.

Дефектология

— область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического характера.

Движущие силы развития

— цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.

Дифференциальная психология

— отрасль психологической науки, изучающая, описывающая и объясняющая индивидуальные психологические и поведенческие различия людей.

 

 

???????@Mail.ru