|
|
|
Словарь основных психологических понятий
Словарь от А до Д. Психология образования. НемовАвтократичность— властность, склонность человека к использованию недемократичных методов воздействия на людей в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Агрессивность— враждебность; свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Аккомодация (в теории Ж. Пиаже)— изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями. Акцентуированные типы характера— типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях. Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже)— использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Ассоциация— соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого. Атавизм— проявление растущим организмом каких-либо признаков, наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную. Аутотренинг (аутогенная тренировка)— комплекс специальных выражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А. используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. Аффилиация— потребность человека в установлении, сохранении упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному Эмоциональному сближению с людьми. Биогенетический закон— постоянное, систематическое воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического, психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерах для филогенетического развития соответствующего биологического вида. Ведущий вид деятельности— деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Ведущий тип общения— преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества. Вероятностная (стохастическая) теория развития— теория, утверждающая, что на каждой стадии психическое развитие человека определяется случайным сочетанием факторов и зависит только от того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развития. Вербальное научение— научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предметным действиям (см. метод проб и ошибок), условнорефлекторному (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научение) обусловливанию. Викарное научение— научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и подражание им. Внутренняя позиция— система социальных установок (см.) человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Внутренняя речь— особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В. р. является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове. Внушение— неосознаваемое воздействие одного человека на другого, вызывающее определенные изменения его психологии и поведения. Возраст психологический— возраст физический (см.), которому соответствует человек по уровню своего психологического развития. Генотип— совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей. Гетерозиготные близнецы— пара близнецов, имеющих различные наборы генов и родившихся из разных зародышевых клеток. Гештальтгруппы— группы людей, образуемые для психотерапевтического воздействия в гештальттерапии. Гештальттерапия— система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии — области психологических исследований, ставящей во главу угла закономерности образования и функционирования целостных структур, исходя из которых объясняются их элементы и связи между ними. Главный принцип Г.— безусловное принятие человеком себя, других людей и всего остального мира такими, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения. Гомозиготные близнецы— близнецы, имеющие одинаковые наборы генов и происходящие из одной зародышевой клетки. Группы встреч— специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга (см.) с аналогичным названием. Цель этого тренинга — обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, избавиться от психологических барьеров и комплексов. Группы психодрамы— малые группы, в которых через ролевое поведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их собственные проблемы. Усваиваемые роли становятся достоянием личности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни. Группы телесной терапии— группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем. Группы тренинга умений— бихевиористски ориентированные группы, рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных. Благодаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и других привычных форм отрицательного поведения. Детство — период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста. Дефектология— область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического характера. Движущие силы развития— цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании. Дифференциальная психология— отрасль психологической науки, изучающая, описывающая и объясняющая индивидуальные психологические и поведенческие различия людей.
|
|
|