|
|
|
Словарь основных психологических понятий
Словарь от З до Н. Психология образования. НемовЗаконы психического развития— законы, которые описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходах из одного возраста в другой, а также причины таких изменений. Защитные механизмы— психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я». Знак— какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме (см. символ). Зона ближайшего (потенциального) развития— реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей. Игра предметная— детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению. Игра ролевая— совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли (см. роль социальная): матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п. Игра символическая— вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов (см.), знаков (см.), а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме. Игра сюжетная— детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п. Идентификация— буквально — отождествление. В психологии возрастного развития И. представляет собой процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям. В итоге И. ребенок перенимает свойства и формы поведения тех людей, с кем он себя отождествляет. Идентификация полоролевая— отождествление ребенком себя с человеком определенного пола и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения. Иконическая (мгновенная) память— память, рассчитанная на сохранение информации только в момент ее непосредственного восприятия при помощи естественных органов чувств. Импринтинг— приобретение или начало функционирования какой-либо формы поведения без специального научения с момента рождения сразу же в практически готовом виде в результате ее прямого включения под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения. Инсайт— озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился. Инстинкт— врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменяющейся под влиянием приобретаемого жизненного опыта. Интеллект— совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. Интериоризация— постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека. Интроверсия— обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям. Инфантильность— проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста. Когнитивная сфера— часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивное развитие— процесс формирования и развития когнитивной сферы (см.) человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи. Комплекс неполноценности— неприятное длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: низкая самооценка (см.), заниженный уровень притязаний (см.), повышенная тревожность (см.) и мотив избегания неудачи(см.). Комплекс оживления— эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в проявлениях радости и повышении общей двигательной активности. Кризис возрастного развития— задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К. в. р. обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста (см.) в другой. Лидер— член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним. Лидерство— система социально-психологическихявлений, связанных с выходом человека в лидеры и его поведением в роли лидера. Л.— также приобретение, выполнение или утрата индивидом функций лидера (см.). Личность— понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки (см.), поведение среди людей. Локус контроля— понятие, субъективно характеризующее место расположения причин, объясняющих поведение человека им самим или наблюдаемые им поступки других людей. Внутренний л. к. представляет собой локализацию причин поведения в самом человеке, а внешний л. к. — помещение их в окружающий мир. Малая группа— небольшая по численности группа людей, содержащая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты и сложившиеся взаимоотношения друг с другом. Метод близнецов— метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы (см.)) и различной (гетерозиготные близнецы (см.)) наследственностью. М. б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека. Метод проб и ошибок— один из видов научения (см.), при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок. Морально-психологическая атмосфера малой группы— понятие, характеризующее социально-психологическое состояние малой группы (см.). М.-п. а. м. г. включает в себя нравственные нормы, лежащие в основе отношений членов группы друг к другу, к делу, психологический настрой и готовность членов группы к совместной деятельности и общению, к выполнению тех задач, которые возложены на группу. Мотив— устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков. Мотив достижения успеха— потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. М. д. у.— устойчивая мотивационная черта личности. Мотив избегания неудачи— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успеха (см.). Мотивация— динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Навык— приобретенное в результате научения (см.) и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления. Наглядно-действенное мышление— совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Наглядно-образное мышление— совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Направленность личности— понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми. Научение— процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. Невербальные средства общения— жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми. Неформальная (неофициальная) группа— группа людей, психологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально существующей социальной организации.
|
|
|