|
|
|
Словарь основных психологических понятий
Словарь от Р до С. Психология образования. НемовРавновесие (в теории Ж. Пиаже)— установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции (см.) и аккомодации (см.) в интеллектуальном развитии ребенка. Развитие революционное— 1. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой. 2. Ключевое понятие теории, утверждающей, что развитие психики и поведения человека зависит не от генотипа, а от воздействий среды, которая своими влияниями производит революцию в психологии и поведении человека, создавая нечто такое, чего не было с самого начала даже в зародыше. Развитие ситуационное— быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребенка, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов. Развитие эволюционное — медленное и достаточно устойчивое изменение в психологии и поведении ребенка, происходящее в периоды возрастного развития (см.) между его кризисами (см. кризис возрастного развития и эволюционная теория развития). Реакция выбора— специальное действие, в котором человеку необходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по определенным признакам. Референтная группа— группа людей, значимых и привлекательных для индивида. Р. г.— источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения/суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она является референтной. Референтная личность— человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека. Рефлекс условный— реакция организма на раздражитель, приобретенная в результате научения — сочетания данного раздражителя с удовлетворением актуальной потребности организма. Роль социальная— понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т. п. Самоактуализация— процесс и результат использования, максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах. С.— это также стремление личности к постоянному самосовершенствованию. Самооценка— оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков. Семиотическая функция— свойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы—символы (см.), представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать -ими как с реальными объектами, которые они представляют. Сензитивный период развития— период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сенсомоторная координация— согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений. Сенсорный эталон— наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении. Сериация (в теории Ж. Пиаже)— упорядочение предметов по какому-либо признаку, например по длине, высоте, цвету, весу, Объему и т. п. Символ— знак (см.), ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет. Синкретизм мышления— характеристика логически неразвитого мышления, выражающаяся в проведении операции классификации Предметов и явлений, определяемых данным понятием, по разнородным, логически непоследовательным признакам. Словесно-логическое мышление— вид мышления человека, при котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом — понятия и словесные абстракции. Система— понятие из области общей теории систем (наука, пограничная между математикой и кибернетикой), обозначающее совокупность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями. Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом. Созревание— естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. Социализация— процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения. Социальная позиция— место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях. Социальная психология— отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы. Социальная ситуация развития— социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие. Социальная установка— отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает). Социально-психологический тренинг— теория и практика группового психокоррекционного (см. психокоррекция) или психотерапевтического (см. психотерапия) воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья. Социометрический тест— распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе (см.). Социометрический статус— положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста (см.). Среда— совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм. Схема (в теории Ж. Пиаже)— типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций в способах приспособления организма к условиям окружающей среды. Внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жизненных ситуациях.
|
|
|