Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Словарь основных психологических понятий

Словарь от О до П. Психология образования. Немов

Обучение

— профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Обучаемость

— способность человека к научению (см.).

Общая психология

— основная отрасль психологической науки, располагающая общими знаниями о психологии и поведении людей, ставящая перед собой цель разработки фундаментальных проблем этой науки, имеющих значение для изучения других теоретических и практических вопросов данной области знаний.

Оперантное научение

— вид научения (см.), происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех из реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.

Операция (в теории Ж. Пиаже)

— практическое или умственное действие человека, обладающее свойством обратимости, т. е. действие, которое можно выполнять как в прямом, так и в обратном порядке, возвращаясь к его исходному положению или повторно воспроизводя полученный результат.

Ориентировочная основа действия

— понятие, введенное в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий (см.). О. о. д. обозначает процесс и результат первоначального ознакомления обучаемого человека с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями его успешного, правильного выполнения.

Ориентировочный рефлекс

— сложная психофизиологическая реакция организма на новую ситуацию или ее изменение. О. р. проявляется в активизации сенсорных систем, сосредоточении внимания, повышении чувствительности анализаторов, мобилизации сил и двигательных ресурсов организма. Патопсихология

— область психологических знаний и исследований, имеющих дело с отклонениями в психике и поведении человека, возникающими в результате различных заболеваний.

Педагогическая психология

— отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов.

Педология

— существовавшая в конце XIX — начале XX века комплексная наука о ребенке, о его развитии и обучении, объединявшая в себе знания из биологии, физиологии, психологии, педагогики, медицины и дефектологии и вырабатывавшая на этой основе рекомендации по обучению и воспитанию детей.

Повторение

— многократное воспроизводство какого-либо материала с целью его заучивания и сохранения в памяти.

Подростковый возраст

— возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период времени от 10—11 до 13—14 лет.

Подражание

— вид научения (см.), происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для п. (см. также викарное научение).

Подкрепление

— то, что способно удовлетворить возникшую потребность организма, снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю напряженность. Для поведения п. является подтверждением его правильности (положительное п.) или ошибочности (отрицательное п.).

Полоролевая идентификация

— процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.

Полоролевая типизация

— приобретение индивидом психологии и типичных форм поведения человека определенного пола.

Поступок

— сознательное действие, совершенное человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.

Предметная деятельность

— практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. П. д. рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков.

Проблемная ситуация

— учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый для ученика вопрос.

Проблемное обучение

— обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций (см.).

Полоролевое поведение

— поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (см.).

Просоциальные мотивы

— мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро.

Профессиограмма

— подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых ею к человеку, включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с данной профессией.

Психоанализ

— учение о способе изучения и познания психологии человека, созданное немецким ученым-психологом и психиатром 3. Фрейдом. П. содержит в себе систему идей и процедур интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний психологическими методами, базирующимися на теории 3. Фрейда.

Психодиагностика

— теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них.

Психокоррекция

— целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него.

Психологическая служба

— система специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях и призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь людям.

Психологическое консультирование

— оказание практической психологической помощи людям в форме советов и рекомендаций, на основе предварительного изучения проблем, волнующих этих людей, а также их самих и их отношений с окружающими людьми.

Психология развития

— область психологических исследований, где содержится информация, изучаются процессы и законы психологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.

Психология управления

— прикладная отрасль психологической науки, в которой представлены знания и изучаются проблемы, связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т. п.

Психология эффективной групповой деятельности

— область социально-психологических исследований, в которой представлены знания и решаются вопросы, касающиеся путей и способов оптимального взаимодействия людей для получения высоких результатов в их совместной работе.

Психотерапия

— область теоретических знаний и практических методов воздействия на людей, пограничная между психологией и медициной. П. включает в себя описание, изучение и правила использования средств психологического воздействия на больных людей с целью их лечения.

 

 

???????@Mail.ru