Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Графика

§ 10. Основная мысль текста (окончание)

46. 1. Выделите те заголовки, в которых содержится основная мысль сочинения.

    1) Один день каникул. — Самый скучный день каникул.

    2) Забавная история. — История из жизни.

    3) Наша собака (кошка). — Наша любимица. — Мой верный друг.

    4) Ландыш. — Мой любимый цветок.

    5) Мой верный помощник ластик. — Обычный ластик. — Ластик.

    6) Как мы работали на садовом участке. — Как хорошо мы поработали на садовом участке!

    7) Как мы охотились (ездили на рыбалку). — Необычная охота (рыбалка).

2. Какая тема вас заинтересовала? Напишите сочинение на эту тему.

47. Всегда ли основная мысль бывает сформулирована? Прочитайте текст. Нравятся ли писателю щенки? По каким словам вы это определили? Какова основная мысль отрывка? Выражена ли она автором прямо в каком-либо одном предложении или содержится во всём тексте?

    В маленькой комнате на сером половичке́ копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка — хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глаза, у каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки всё время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.

      (Ю. Яковлев)

48. 1. Определите стиль каждого текста, тему и основную мысль. Подумайте над тем, имеется ли связь между стилем и основной мыслью текста (в тексте какого стиля может быть отражено отношение автора к описываемому, а какого — нет).

    1) Рябина — дерево величиной 4—10 м. Ствол покрыт серой гладкой корой. Цветки мелкие, белёсые, с сильным запахом, плоды сочные. Живёт рябина 100—200 лет.

    2) Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.

    Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек и лесных ручьёв звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод.

      (По И. Соколову-Микито́ву)

2. Из первого текста выпишите слова, в корнях которых есть орфограмма. Объясните написание этих слов.

49. 1. Вдумайтесь в формулировки тем сочинений. Тексты какого стиля они предполагают? Объясните.

    1) Приметы весны. — Весна пришла!

    2) Как развести костёр. — Как мы однажды разводили костёр.

2. Напишите сочинение на одну из этих тем.

50. Какова тема и основная мысль фотографии, на которой изображены перекрученные ветром сухие стволы сосен (см. цветную вклейку, с. 9)? Можете ли вы передать словами содержание изображённой картины? Как вы будете выражать основную мысль: прямо сформулируете её или проведёте с помощью соответствующего отбора деталей? Какие детали отберёте для этого?

    Напишите сочинение-описание запечатлённой фотографом картины. Озаглавьте текст. Обратите внимание на правописание слов, которые, возможно, вам понадобятся: ничего живого, всё искорёжено, корни торчат вверх.

<<< К началу      Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru