|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 34. Когда слово употребляется в переносном значении (окончание)264 1 Сначала выпишите фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, затем фразеологизмы, в состав которых входят антонимы. С больной головы на здоровую, знать все ходы и выходы, вкривь и вкось, переливать из пустого в порожнее, до поры до времени, от ма́ла до вели́ка, ни конца ни краю, цел и невредим, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, рано или поздно, ум за разум заходит, из огня да в полымя, целиком и полностью, вдоль и поперёк, не на жизнь, а на смерть, и стар и млад. 2. Подчеркните антонимы, которые являются однокоренными словами. 265 Выпишите фразеологизмы, включающие слова с корнем -вод- в значении «водить». Все ли сочетания вы запишете? Почему? Хороводы водить, воды не замутить, тише воды и ниже травы, седьмая вода на киселе, как с гуся вода, водить компанию, вилами на воде пи́сано, как рыба в воде, водить за́ нос, носить воду решетом, воды в рот набрал, много воды утекло. 266 1. Допишите русские пословицы. Докажите, что в них использованы антонимы. 1) Сытый голодного ... .
Для справки: больше делаешь, мудрено кончить, большого безделья, а труса кусает, мёртвой буквы, по уму провожают, не разумеет. 2. В глаголах выделите морфемы, объясните их написание. 3. Расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц. 267 1. Определите, сколько фразеологических оборотов использовано в тексте-шутке. Докажите, что в эти фразеологизмы входят слова, употреблённые в переносном значении. Чтобы вырасти в глазах другого человека, не стоит стрелять глазками, лезть в глаза, есть его глазами, мозолить ему глаза. И уж ни в коем случае нельзя пускать пыль в глаза и хлопать глазами. Иначе этот человек, у которого глаз намётан, смерит вас глазами и скажет: «С глаз долой!» 2. Попробуйте продолжить перечень фразеологизмов со словом глаза. 268 Что обозначают фразеологизмы белая ворона, стреляный воробей, делать из мухи слона? Составьте с ними предложения. 269 Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках. Составьте и запишите предложения с этими устойчивыми выражениями.
270 Попробуйте сами с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов (на выбор). Устройте выставку рисунков. Как сельде́й в бочке, втирать очки, окунуться в работу, на нём лица нет, попасть в переплёт, стереть с лица земли, на воре шапка горит, кипеть от негодования, мышиная возня. 271 1. Выразительно прочитайте текст. О происхождении какого фразеологизма говорится в нём? Найдите его в перечне фразеологических оборотов в предыдущем упражнении. В русских избах издавна водились мыши. Тихо, незаметно протекает жизнь этих ночных зверьков, результаты деятельности которой становятся видны утром — съеденный или покусанный кусок сыра, колбасы или хлеба, прогрызенные мешки с крупой и другое. Крестьянин старался извести этих мелких грызунов: он ставил ловушки, подкладывал отраву, заводил котов и кошек, но не так-то просто было справиться с мышами — они продолжали свою тихую жизнь, приносящую человеку много неприятностей. Из наблюдений за поведением этих животных и родилось выражение «мышиная возня», что означает «мелочные хлопоты». 2. Придумайте небольшой рассказ, правильно употребляя в нём данный фразеологизм. 3. Докажите, что в выделенном слове: 1) букв больше, чем звуков; 2) только один согласный мягкий; 3) обе буквы я обозначают один звук. 272. Учимся говорить на лингвистическую тему Пользуясь планом, подготовьте устный рассказ на тему «Использование в речи слов в переносном значении». 1. Прямое и переносное значение слова. 2. Использование переносного значения слов для создания метафор, олицетворений, эпитетов. 3. Употребление переносного значения слов в составе фразеологических оборотов.
|
|
|