Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 34. Когда слово употребляется в переносном значении

Учимся читать и понимать лингвистический текст

1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

1) Чтобы мы хорошо понимали друг друга, все слова должны ясно и конкретно указывать на предмет, называть его качество. Предположим, перед нами чашка с тёплым чаем. Мы можем его попробовать и убедиться в том, что он действительно ещё не остыл. Слово тёплый употреблено в своём прямом, главном значении.

2) А что значит тёплый взгляд? Говоря так о человеке, мы имеем в виду такое качество характера, состояние души, которое нельзя ни потрогать рукой, ни попробовать на вкус. Значение «тёплый» как бы перенесено на другой предмет, поэтому и называют такое значение перено́сным.

3) Русский язык очень богат такими переносами:

    железный гвоздь — железная воля,
    золотые часы — золотой характер,
    медвежья шкура — медвежья услуга,
    холодный ветер — холодные глаза,
    чёрный костюм — чёрные мысли.

Нетрудно заметить, что словосочетания второго столбика, в котором оказались прилагательные с переносным значением, не только информируют нас о каком-то качестве человека, но оценивают его, образно, ярко описывают: каменное сердце, ледяная улыбка.

4) Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка: в нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.

2. Расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова. В своём рассказе используйте следующую схему.

256 1. Выразительно прочитайте стихотворение В. Орлова «Что делают часы?». Объясните, что придаёт тексту комическое содержание.

В прямом или переносном значении употреблены выделенные глаголы?

    Говорят: часы стоят,
    Говорят: часы спешат,
    Говорят: часы идут,
    Но немного отстают.
    Мы смотрели с Мишкой вместе,
    А часы висят на месте.

2. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Выделите корень, объясните написание подбором проверочного слова.

257 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились дерев..я, заборм..тали травы и кустарники. И даже сам дождь разбудила щ..кочущая т..плота. Он снова вст..вал на ноги и собирал своё тело в облака.

                       (По А. Платонову)

2. Подчеркните грамматические основы первого и второго предложений.

3. Определите, в прямом или переносном значении употреблены глаголы.

258 1. Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

    Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

    Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

    Шумит золотой дождь.

                       (Н. Сладкое)

2 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите корни в глаголах, например:

3. Подчеркните грамматические основы предложений второго абзаца.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru