Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 36. Как образуются слова в русском языке (продолжение)

285 1. Запишите как можно больше слов, образованных по данной схеме:

Какой частью речи будут записанные вами слова и почему? Определите, меняется ли лексическое значение слова в каждом примере.

2. Придумайте и запишите предложения со словами, которые вы образовали.

286. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Познакомьтесь с планом и образцом морфемного разбора слова. Объясните, почему этот вид разбора называется морфемным.

ПЛАН МОРФЕМНОГО РАЗБОРА СЛОВА
(РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ)

1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание

2. Установить лексическое значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Oбратите внимание!

Чтобы разобраться в морфемном составе слова, нужно учитывать, как оно образовано. Именно поэтому морфемный разбор включает элементы словообразовательного анализа.

ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА СЛОВА:

Счастливчиком

1. Это слово является именем существительным, выделяем окончание и основу: Окончание указывает, что слово употреблено в форме единственного числа, творительного падежа.

2. Слово счастливчик имеет значение «счастливый человек

Значение «человек» передаётся с помощью суффикса слово образовано от прилагательного счастливый:

Слово счастливый обозначает «обладающий счастьем». Значение «обладающий, имеющий» передаётся с помощью суффикса слово образовано от существительного счастье:

В слове счастье корень -счаст-.

Итак:

287 Разберите по составу слова тигрицы, шахматистками, перелезут, любителей.

288 Распределите слова по графам таблицы. Выделяя приставки и корни, не забудьте выяснить, как образовано слово (от какого слова и с помощью какой морфемы).

    Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отобразить, отодвинуть, отопить.

289. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Передайте своими словами главную мысль.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней, около 500 (пятисот) суффиксов, почти 100 приставок.

Как же язык выбирает для создания слова нужные морфемы? Почему не могут жить в языке такие нелепые слова, как «перелисичливый», «разаптекарьость», «проберезонер»? Какой закон нарушили эти «слова»?

Оказывается, любое слово — это не соединение случайных морфем. Оно образовано по той модели (образцу), которая живёт в русском языке и понятна каждому.

Так, морфемная модель имеет значение «чуть- чуть, слегка»: кисл-оват-ый, груб-оват-ый, бел-оват-ый.

Все слова, образованные по модели имеют значение «принадлежит животному»: льв-ин-ый, зме-ин-ый, гус-ин-ый.

В русском языке множество моделей, и каждая из них образует слово с определённым значением, определённой части речи и с определённым набором морфологических признаков. Такие схемы, по которым образуются слова, называются морфемными (или словообразовательными) моделями.

290 1. Запишите слова, соответствующие данным морфемным моделям. Какое общее значение и какие морфологические признаки объединяют слова каждой группы? Чем объясняется эта общность в значении?

    бархат-, волн-, голос-, душ-, зерн-, колос-, плеч-, пяти-.

    баян-, гитар-, журнал-, машин-, фигур-.

2. Каков способ образования всех этих слов?

291 Запишите по три слова, образованных по данным моделям. Какими языковыми свойствами будет обладать каждое слово, построенное по этому образцу (часть речи, склонение, спряжение, одушевлённое-неодушевлённое, род, число, что обозначает и т. д.)?

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru