|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 44. Правописание приставок (окончание)352 Образуйте новые слова от данных, употребляя приставки разили рас-, из- или ис-, низ- или нис-, воз- или вое-, вз- или вс-, без- или бес- в зависимости от того, с какой буквы начинается слово.
Водить, хвалить, ценный, грабить, кинуть, ходить, полезный, варить, гонять, бедный. 353 1. Распределите данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем запишите оставшиеся слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково. Выписывая слова, обозначайте приставки и рассуждайте следующим образом. Образец рассуждения: В слове вздохнуть есть приставка вз-, которая может писаться и с буквой з, и с буквой с в зависимости от того, какая буква идёт за приставкой. В слове Или: В слове Безграничный, израсходовать, сбивать, бестолковый, сгибать, возделывать, сделать, расцеловать, низвергаться (водопад), взбудоражить, сгореть, сбрить, разгневать, сдержать. 2. Докажите, что выделенные слова иллюстрируют озвончение согласных звуков в устной речи.
2. В зависимости от произношения разделите слова на группы: 1) с или з в приставке пишется, как произносится; 2) произносится долгий звук [з̅ ] или [с̅ ] — пишутся две буквы з или две буквы с; 3) произносится долгий шипящий [ш̅ ] или [ж̅ ]: ра[ш̅ ]итьш, бе[ж̅ ]алостный, пишется расшитый, безжалостный. 355 К данным словам подберите однокоренные с приставками раз- (рас-), без- (бес ), из- (ис ). Запишите эти слова в составе словосочетаний, обозначьте приставку и корень.
Смех, зубы, забота, сохнуть, сердечный, шуметь, сон, жевать, жарить, жир, зябнуть, смысл, закон, защита, жизнь, спрашивать. 356 Употребите нужную приставку, оканчивающуюся на з или с. Объясните написание, выделив приставку и корень.
|
|
|