Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 50. Словосочетание (продолжение)

395 1 Заполните таблицу примерами из упражнения. Устно объясните написание вставленных букв.

    Радос(н, тн)ое настроение, спусти(т, ть)ся в д..лину, удивительное путешествие, восх..ща(т, ть)ся природой, устремиться к берегу, говорить о чес(н, тн)ости, пож..леть маму, а(к, кк)уратно написать.

2. Запишите проверочные слова к выделенным.

Словосочетаниями не являются:

1) сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения):

2) однородные члены предложения: шумят весной зелёные листочки на деревьях.

396 Выпишите сначала слова, затем словосочетания и, наконец, предложения.

    1) Дружина; храбрая дружина; с дружиной; дружина побеждает. 2) Читал брошюру; читал; ученик читал; читал внимательно; очень внимательно; читал и слушал.

397 Составьте с данными словами словосочетания, затем включите их в предложения.

Образец записи: Урок — интересный урок. Интересный урок мы запомнили надолго.

    Успех, чувство, знание, яркий, уходит.

398 1 Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены, а затем выпишите словосочетания.

1) Шумела полно́чная вьюга в лесной и глухой стороне. (А. Фет)

2) В полумраке прозрачный вьётся огонёк. (А. Фет) 3) С горы бежит поток проворный. (Ф. Тютчев) 4) Яркий свет сиял в долине. (Ф. Тютчев) 5) Застал нас ливень далеко от дома. (А. Майков)

6) В тёмном небе вспыхнула и покатилась звезда. (И. Бунин)

2 Подчеркните сочетания букв, в которых никогда не пишется ь.

3. Выпишите слова с разделительным ь. Запишите два слова с разделительным ъ.

4 Выполните лексический разбор выделенного слова.

Словосочетание с главным словом именем существительным или именем прилагательным называется именным, с главным словом глаголом — глагольным.

399 По образцу заполните таблицу данными словосочетаниями. Объясните выбор букв в корнях слов.

    Объед..нить усилия, разъ..рённого зверя, страс(н, тн)ое желание, ск..льзить по льду, учас(н, тн)ик войны, серьёзное увлеч..ние, громко свис(н, тн)уть, окрес(н, тн)ости Москвы, ч..деса природы, вя..кая тр..сина, сп..ртивные сост..зания, уд..литься от леса, прибл..жение шума, изучаешь гра(м, мм)атику, пригл..сить гостей.

400 1. Сравните два ученических сочинения. В каком из них говорится о признаках предмета, а в каком — о его действиях? Определите тип речи каждого текста.

    1) Как хорош был гусь! Белый, с чёрным носом и чёрными лапами, длинной, гибкой, красивой шеей. Он спокойно плавал между камышами.

    2) Между камышами спокойно проплыл белый гусь. Он наклонил голову в воду, словно искал там что-то. Вдруг гусь вскинул голову вверх. В клюве у него блеснула рыбка.

2. Какие словосочетания помогают «нарисовать» гуся, передать отношение к нему? Какие — передать последовательность действий? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из данных ученических сочинений.

Возьмите на заметку!

Словосочетания могут быть в речи средством выразительности, когда прилагательное не только сообщает определённые сведения о предмете, нужные для понимания смысла (высокая ива), но и ярко, образно рисует предмет, передаёт отношение автора к нему (печальная ива). Вы уже знаете, что такое средство выразительности языка называется эпи́тетом: Чудный месяц горит над рекой. (Н. Рубцов)

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru