Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 50. Словосочетание (окончание)

401 Спишите. Подчеркните словосочетания, в состав которых входят прилагательные-эпитеты.

    1) Чахлая рябина мокнет под дождём. (А. Плещеев) 2) Но давно под травой иссякли болтливые воды. (Я. Тургенев) 3) Седой туман клубится тяжко над рекой. (И. Тургенев) 4) В ясной вышине проходят тучки чередой ленивой. (Я. Тургенев) 5) Белые облака тихо плыли по небу и таяли в лучах весёлого солнца весны. (М. Горький) 6) А лес всё пел свою мрачную песню. (М. Горький)

402 1. Составьте словосочетания, используя слова в скобках. Запишите те из них, которые придают речи образность, выразительность.

    Облака (неподвижные, низкие, белые, пухо́вые, причудливые, седые). Туча (большая, свинцовая, тёмная, мрачная, грозовая, грозная). Ветер (резкий, порывистый, весёлый, северный).

2. Выберите три-четыре словосочетания и составьте с ними предложения. Запишите их.

403 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Какая картина рисуется в вашем воображении при чтении этого текста?

    Люблю я вечер золотой,
    Лесов задумчивый покой
    И лёгкий рой румяных туч,
    Луны стыдливый, первый луч,
    И первый ропот соловья,
    И тишину полей...

      (И. Тургенев)

2. Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», в которых прилагательные использованы в переносном значении.

404 1. Познакомьтесь с примерами и объясните, почему данные в скобках словосочетания называются синонимами.

    1) На обед мама приготовила (суп с грибами; грибной суп). 2) Мы пили чай (с вареньем из абрикосов; с абрикосовым вареньем). 3) Под деревом с дуплом мы увидели много скорлупы (от шишек кедра; от кедро́вых шишек).

2. Запишите словосочетания из скобок, обозначьте в каждом из них главное и зависимое слово.

405 1. Рассмотрите репродукцию картины И. Э. Грабаря́ «Ясный осенний вечер» (см. цветную вклейку, с. 5) и ответьте на вопросы.

    1) Какой вид открывается с высокого берега?

    2) Какая, по-вашему, осень изображена на картине — ранняя или поздняя? Какие признаки этой осени вы видите?

    3) Какие слова наиболее уместны для описания осенней листвы? Составьте с этими словами предложения.

    4) Краски каких тонов использует художник для изображения ясного осеннего вечера?

    5) Какие чувства вызывает у вас картина?

2. Составьте и запишите пять—семь именных словосочетаний, связанных с содержанием картины. Если в словосочетаниях будут прилагательные-эпитеты, подчеркните их волнистой чертой.

406. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Познакомьтесь с планом и образцами синтаксического разбора словосочетания. Объясните, почему именно в такой последовательности нужно проводить разбор.

План синтаксического разбора словосочетания

1. Указать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

2. Указать, какой частью речи выражено главное и зависимое слово.

3. Назвать средства грамматической связи слов в словосочетании.

Образец устного разбора словосочетания:

Весёлый разговор.

В словосочетании весёлый разговор главное слово — разговор, так как от него задаётся вопрос: разговор (к а к о й?) весёлый. Весёлый — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, зависимое — прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.

Образец письменного разбора словосочетания:

407 Выпишите из данных предложений словосочетания. Выполните синтаксический разбор трёх из них.

    В огромном заливе люди устроили заповедник для птиц. Сейчас в нём обосновались пернатые гости.

<<< К началу      Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru