Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 51. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания (окончание)

414 1 Прочитайте сначала про себя, а затем выразительно вслух стихотворение В. Солоухина. Определите его основную мысль.

    — Здравствуйте!
    Что особого мы друг другу сказали?
    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

2. Какие вопросительные слова использованы в предложениях?

3. Назовите звуки, которые обозначают выделенные буквы. Произнесите слова правильно.

Возьмите на заметку!

Если хотим узнать, найдена книга или нет, — на слове нашёл. Если мы не знаем, что удалось найти, — выделяем голосом слово книгу.

415 Выразительно прочитайте предложения. Определите, от чего будет зависеть, на каком слове вы поставите логическое ударение. Ответьте на вопросы.

    1) Даша записалась в кружок рисования? 2) По радио сообщили прогноз погоды на завтра? 3) Пятиклассники в воскресенье поедут на экскурсию? 4) Валерии понравилась эта книга? 5) Вы нашли в учебнике ответ на этот вопрос? 6) Он изучает английский язык?

Побудительные предложения — это предложения, содержащие побуждение (просьбу, приказание, совет, призыв). В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак: Расскажи нам, пожалуйста, об этом писателе. Читай внимательно!

Слово пожалуйста в побудительных предложениях выделяется запятыми: Пожалуйста, покажи мне свою коллекцию. Дай мне, пожалуйста, эту марку.

416 1. Определите, какие значения побуждения выражаются в предложениях: приказание, просьба, совет, призыв. Прочитайте предложения вслух, обращая внимание на зависимость их интонации от вида побуждения.

    1)Спой, пожалуйста, нам песню. 2) Берегите Землю! 3) Отдох- ни-ка у лесной опушки. 4) Позови сестрёнку домой! 5) Начни рассказывать с этого места. 6) Пожалуйста, подумай об этом серьёзно! 7) Выучите наизусть стихотворение об осени. 8) Немедленно слезь с дерева! 9) Печка, печка, спрячь меня!

2. Выпишите три словосочетания с глаголом в роли главного слова.

Возьмите на заметку!

В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, совет, пожелание могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Это во многом зависит от конкретной ситуации, которая определяет интонацию предложения.

Обычно предложения, содержащие приказ, требование, произносятся высоким тоном, с большой силой напряжённости. Предложения, выражающие совет, просьбу, произносятся более низким тоном, менее напряжённо.

417 Произнесите предложения так, чтобы вначале звучала просьба, затем совет, приказ. Каким способом достигается изменение смысла предложений?

    1) Подумай хорошенько об этом! 2) Затопи печку! 3) Подмети-ка пол, Маша. 4) Не уходи от ответа на вопрос. 5) Составьте подробный план ответа.

418 1. Укажите, какие предложения: а) сообщают о чём-либо; б) содержат вопрос; в) выражают просьбу, совет. Читайте предложения выразительно.

    1) Небо мелкий дождик сеет на зацветшую сирень. 2) Лёгкий шелест слышишь справа от стола? 3) Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый. 4) Кто ему дом наш старый укажет? 5) Сюда ко мне поближе сядь, гляди весёлыми глазами. 6) Принеси же мне горсточку чистой, нашей невской студёной воды.

      (А. Ахматова)

2. Выпишите глаголы, образованные приставочным способом. Слова записывайте в начальной форме.

419 Спишите предложения и определите их вид по цели высказывания.

    1) Не кричи так жалобно, кукушка. 2) Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. 3) Звени, звени легонечко, мой колокол, трезвонь. 4) Шагай, шагай тихонечко, мой добрый старый конь. 5) Летят журавли высоко под куполом светлых небес. 6) Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели? 7) Куда от бури, от непогоды себя я спрячу?

      (Н. Рубцов)

420 Заполните таблицу своими примерами.

<<< К началу      ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru