Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 51. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания (продолжение)

412 1 В отрывке из рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь» встречаются предложения с перечислительной интонацией. Одинакова ли интонация перечисления в первой (до слов Вот и лес) и во второй (до конца отрывка) частях? Какими паузами (небольшими или продолжительными) между предложениями нужно передать смену впечатлений в первой части? Почему должен быть замедлен темп при чтении второй части? Выразительно прочитайте отрывок вслух.

    Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

2. С помощью каких знаков препинания обозначаются в данном тексте короткие и продолжительные паузы?

3. Есть ли паузы в первом предложении? Прочитайте это предложение с правильной интонацией, соответствующей настроению автора.

4. Выпишите четыре словосочетания и три словосочетания Укажите падеж существительных.

5. Найдите эпитеты. Определите их роль в тексте.

Разговаривая с другими людьми, мы о чём-либо рассказываем, или спрашиваем о чём-то, или побуждаем кого-либо (приказываем, просим, советуем, призываем) сделать что-либо.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

Повествовательные предложения — это предложения, содержащие рассказ о чём-либо, сообщение, информацию для собеседника. Например: Самая большая ценность народа — его язык. ...Мысли наши формируются языком. (Д. Лихачёв)

В повествовательном предложении голос постепенно повышается к середине предложения, к концу предложения — понижается:

В конце повествовательного предложения может быть точка или восклицательный знак: Наступила зима. Наконец-то наступила зима!

413 1. Прочитайте выразительно. Объясните интонацию предложений, обращая внимание на паузы, логические ударения, «настроение» текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и подбирая проверочные слова.

      ОСЕННЯЯ СКАЗКА

    Взгл..ни в окно. Од..нокий лист кружи(т, ть)ся на ветке. Когда-то он был зелёный. И тогда он с..дел на ветке. Рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер(ц, дц)ем. Ветер часто звал его побр..дить по свету. Но Листик не согл..шался. Ведь рядом с ним была самая прекрасная Вишенка.

    А потом счастье его оборв..лось — Вишенка вдруг пропала.

    Ст..яла нена(с, ст)ная осенняя пора. Все листья с деревьев уже обл..тели. Только один пож..лтевший от горя Листик оставался на своей ветке.

      (По Ф. Кривину)

2. Почему слова Листик и Вишенка пишутся с большой буквы?

Вопросительные предложения — это предложения, в которых заключён вопрос: Куда положили карандаш? Который час? В конце вопросительного предложения обычно ставится вопросительный знак.

В вопросительном предложении часто используются вопросительные слова кто? что? где? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.: Куда ведёт эта дорога? Кто стучится в дверь ко мне? Любите ли вы театр? Разве ты не идёшь?

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru