|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 51. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания
408 Попробуйте прочитать предложения с выражением различных чувств (радости, удивления, просьбы, сожаления, недовольства и т. д.). Сделайте вывод о роли интонации в выражении смысла предложения, а также чувств говорящего. 1) Ты пришёл! 2) Кто это в класс принёс попугая? 3) Пусть читает. 4) Ты дашь мне книгу? 5) Скоро ты сядешь за уроки? 6) Расскажи нам об этом.
409 1. Прочитайте текст с интонацией, передающей восторженность, торжественность момента. Сделайте вывод о роли интонации в предложении. Светел и прекрасен был этот весёлый и зелёный город. Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны. Раскинулись на площадях яркие цветники. Били сверкающие под солнцем фонтаны. Да как ещё били! Рвались до вторых, до третьих этажей, переливались радугой, пенились, шумели и мелкой водяной пылью падали на открытые и загорелые плечи прохожих. А на горе, над обрывом, громоздились белые здания, светлые, величавые... 2. Выберите и запишите три-четыре именных и глагольных словосочетания. Найдите эпитеты в тексте. 3. Выпишите пять-шесть слов с непроверяемыми гласными в корне, подберите к ним однокоренные слова. Вспомните! Расскажите, что вы знаете о логическом ударении. Какова его роль в предложении? 410 Докажите, что от логического ударения зависит смысл предложения. Для этого прочитайте предложение с логическим ударением сначала на первом слове, затем на втором и т. д. 1) Береги честь смолоду. (Пословица) 2) Завтра мы отправимся в поход. 3) Вы получили моё письмо?
411 1. Спишите текст. Определите границы предложений с помощью знаков препинания. Затем прочитайте текст с правильной интонацией. Кто знает речку И́путь чудесная речка а что за берега плакучие ивы развесили над рекой свои ветви на крутом берегу Ипути стоит село в его окрестностях змейками вьются шесть речек хорошие речки но лучше всех Ипуть. (По В. Соколову) 2. Какие знаки препинания могут стоять только в конце предложения? 3. Объясните написание выделенных слов. 4. Подчеркните волнистой линией эпитеты.
|
|
|