Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 51. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение является главным средством выражения мысли.

Предложение имеет грамматическую основу и интонацию законченности:

(Стрелка вверх показывает повышение голоса, вниз — его понижение.)

408 Попробуйте прочитать предложения с выражением различных чувств (радости, удивления, просьбы, сожаления, недовольства и т. д.). Сделайте вывод о роли интонации в выражении смысла предложения, а также чувств говорящего.

    1) Ты пришёл! 2) Кто это в класс принёс попугая? 3) Пусть читает. 4) Ты дашь мне книгу? 5) Скоро ты сядешь за уроки? 6) Расскажи нам об этом.

Возьмите на заметку!

В устной речи огромное значение имеет интона́ция. Понять смысл одного и того же предложения иногда можно по-разному. Это зависит от того, с какой интонацией предложение произносится.

С помощью интонации мы передаём чувства радости, грусти, убеждённости, огорчения и т. д. Необходимо правильно выделять голосом важные по смыслу слова, верно расставлять паузы. Монотонная, невыразительная, без интонационных оттенков речь обедняет родной язык, лишает его красоты, благозвучности, гибкости.

409 1. Прочитайте текст с интонацией, передающей восторженность, торжественность момента. Сделайте вывод о роли интонации в предложении.

    Светел и прекрасен был этот весёлый и зелёный город. Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны. Раскинулись на площадях яркие цветники. Били сверкающие под солнцем фонтаны. Да как ещё били! Рвались до вторых, до третьих этажей, переливались радугой, пенились, шумели и мелкой водяной пылью падали на открытые и загорелые плечи прохожих. А на горе, над обрывом, громоздились белые здания, светлые, величавые...

2. Выберите и запишите три-четыре именных и глагольных словосочетания. Найдите эпитеты в тексте.

3. Выпишите пять-шесть слов с непроверяемыми гласными в корне, подберите к ним однокоренные слова.

Вспомните!

Расскажите, что вы знаете о логическом ударении. Какова его роль в предложении?

410 Докажите, что от логического ударения зависит смысл предложения. Для этого прочитайте предложение с логическим ударением сначала на первом слове, затем на втором и т. д.

    1) Береги честь смолоду. (Пословица) 2) Завтра мы отправимся в поход. 3) Вы получили моё письмо?

Выразительно прочитать предложение или текст — значит прочитать его с правильной интонацией: повествовательнойВ лесу было прохладно?; вопросительнойВ лесу было прохладно?; восклицательнойКак было прохладно в лесу!; перечислительнойУ реки, в лесу было прохладно и др.

Знаки препинания помогают выразительно прочитать письменный текст.

411 1. Спишите текст. Определите границы предложений с помощью знаков препинания. Затем прочитайте текст с правильной интонацией.

    Кто знает речку И́путь чудесная речка а что за берега плакучие ивы развесили над рекой свои ветви на крутом берегу Ипути стоит село в его окрестностях змейками вьются шесть речек хорошие речки но лучше всех Ипуть.

(По В. Соколову)

2. Какие знаки препинания могут стоять только в конце предложения?

3. Объясните написание выделенных слов.

4. Подчеркните волнистой линией эпитеты.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru