Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 62. Обращение

Понаблюдайте

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому обращаются.

    1. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой) 2. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (И. Никитин) 3. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин) 4. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка) 5. Девочки! Я гриб нашла!

1. Обращение — это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения.

2. При обращении наблюдается особая интонация: на слове- обращении голос повышается, а после обращения должна быть пауза. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

3. Обращение выделяется запятыми: Папа, расскажи мне о Третьяковской галерее! Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учёбе! Ты сядь ко мне поближе, мама.

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)

490 Прочитайте предложения вслух. Сравните их по интонации, разберите по членам. Сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. Каковы эти предложения по цели высказывания?

    1) Дима прочитал книгу о животных. 2) Дима, прочитай книгу о животных.

491 Спишите предложения, разберите их по членам. Докажите, что обращения не являются членами предложения. Обозначьте обращение буквой О.

    1) Я вам, друзья, открою все тайны здешних мест. 2) Вы нас очень напугали своим воздушным шаром. 3) Братцы, что он про меня сочиняет? 4) Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.

      (Н. Носов)

492 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. В каком случае обращение только называет предмет (лицо), к которому обращена речь, а в каком случае — выражает его характеристику, оценку?

1) Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася.

(И. Никитин)

2) Вот за что тебя глубо́ко
Я люблю, родная Русь.

(Н. Некрасов)

2. Сделайте вывод о роли обращения в этих текстах.

493 Придумайте и запишите два-три предложения с обращениями, в которых передаётся отношение говорящего к собеседнику.

494 Запишите предложения, переделав их в побудительные. Подчеркните грамматические основы.

    1) Маша прочитает книгу о путешествиях. 2) Старшеклассники участвуют в лыжных соревнованиях. 3) Школьники путешествуют по родному краю. 4) Молодые люди активно занимаются спортом.

495 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в другом — обращениями.

    Друг, Москва, берёзонька, Родина.

496 Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения: ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.

    ... не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе. ... берегите книги! ... прочитайте книгу Г. Скребицкого «Лесные переселенцы».

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru