Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 64. Сложное предложение (продолжение)

513 1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

    Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. Бобры перет..щили бобрят на сухие листья но вода подобралась ещё выше. Бобрята ок..зались в воде и поплыли в разные стороны. Самый маленький бобрёнок выб..лся из сил и стал т..нуть.

    Я заметил это выт..щил его из воды и принёс к себе домой. Утром вода спа́ла я пос..дил бобрёнка в мешок и поск..рее отнёс к реке.

      (По Г. Снегирёву)

2. Подчеркните все члены в сложном союзном предложении.

3. Разберите по составу слова с корнем -бобр-.

514 1. Не записывая самих предложений, начертите их схемы (знаки препинания не расставлены).

    1) В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит. (А. Пушкин) 2) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром. (Я. Никитин) 3) Промчался дождь и лес зелёный затих. (И. Бунин) 4) Родился ландыш в майский день и лес его хранит. (Е. Серова) 5) Заря прощается с землёю ложится пар на дне долин. (А. Фет)

2. Найдите тропы (эпитеты, олицетворения, метафоры).

Сложные предложения, состоящие из равноправных частей, соединённых союзами а, но, и, называются сложносочинёнными. Например:

515 Спишите сложносочинённые предложения, выделите грамматические основы и союзы. Составьте схемы предложений.

    1) Я нажала на дверь, но она не открылась. 2) Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступала. 3) Луна вышла из-за туч, и свет её отразился на поверхности озера.

Некоторые сложные предложения похожи на словосочетания: в них одна часть является главной, от неё можно поставить вопрос к другой, зависимой. Такие предложения называются сложноподчинёнными.

Например: этот прекрасный цветок. Первая часть предложения [Я видел] является главной. От неё зависит вторая часть предложения (как распускался этот прекрасный цветок).

516 1. Спишите предложения, обозначьте грамматические основы предложений, составьте их схемы. Выделите слова, которые связывают части сложноподчинённых предложений.

    1) Я чувствовал, что город остался у нас справа. 2) Когда мы уходили, щенок скулил около двери. 3) Забор затрещал, потому что мы навалились на него все сразу. 4) Он поражался тому, как быстро вязала мама. 5) Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце. 6) Я попросил его, чтобы он принёс мне книгу. 7) Если сорвёшь листик с росинкой, капелька скатится вниз.

2. Выпишите пять глаголов с проверяемым гласным в корне, подберите проверочные слова.

3. Подберите синонимы к выделенным словам.

517. Учимся говорить на лингвистическую тему.

Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.

    1) Какие предложения называются сложными?

    2) По какому признаку можно разделить сложные предложения на виды?

    3) С помощью каких слов-союзов связываются части сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? Приведите примеры.

518 1 Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

    1) Мы увидели что волчица пролезла вместе с волчатами в нору. 2) Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика уд..лялся. 3) Всю ночь зима в..зала кружевные узоры чтобы прин..рядились деревья. 4) Зацв..ли сады и вся земля в саду поб..лела от лепестков яблонь. 5) Ветер зашумел и скоро затих. 6) Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

      (К. Паустовский)

2. Подберите проверочные слова к глаголам с пропущенными буквами.

3. Обозначьте морфемный состав выделенных слов.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru