Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Типы речи

§ 69. Оценка действительности (окончание)

566 В отрывке из рассказа Н. Носова найдите фрагменты со значением оценки. Какие средства языка использованы для выражения оценки?

    Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку-телефон. В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки.

    — Вот нам бы купить! — сказал Мишка. — Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!

    — Да, — говорю я, — очень полезная штука! Захотел поговорить, взял трубку — поговорил, и ходить никуда не надо.

    — Удобство! — восторгался Мишка. — Сидишь дома и разговариваешь. Замечательно!

567 Понаблюдайте за речью товарищей. Встречаются ли в их речи высказывания со значением оценки? Запишите их.

568 Прочитайте текст С. Вольфа. Выделите предложения со значением оценки. Что оценивается говорящим — предмет, явление, событие?

    Вчера к нам в окно настоящий живой чиж залетел. Вот чудо! — Мама! — заорал я, бросаясь закрывать форточку. — ...Беги сюда! Смотри — кто! Вот это птица! Ну и симпатяга. Да ты посмотри! Блеск!

569 Пятиклассникам предложили написать об их любимом животном. Тип речи каждый должен был выбрать сам. Какое из сочинений представляет собой рассуждение, какое — описание в сочетании с оценкой? Обоснуйте свой вывод.

    1) Моего щенка назвали Мудрый, потому что он очень умный. Скажешь: «Сиди!» — сидит. Скажешь: «Служи!» — служит. Скажешь: «Вперёд!» — бежит. «В воду!» — плывёт. «Неси!» — приносит.

    А с каким пониманием он смотрит на меня, когда мне грустно! Он совсем не мешает мне, когда я делаю уроки.

    Вот какой у меня умный щенок!

    2) Ну и собака у меня! Такая симпатяга! Шерсть у неё длинная, прямая, белая. Круглые, как пуговки, чёрные глаза очень выразительны. На белом фоне выделяется чёрненький носик-кнопочка.

570 В каком предложении заключена основная мысль? Каково типовое значение этого предложения?

    1) Пудель — собака весёлая, сообразительная. Они и в цирке выступают: кувыркаются, через обруч прыгают, буквы угадывают.

      (В. Чаплина)

    2) Бобка был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют — шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему, словно по льду, покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело.

      (Г. Скребицкий)

Для выражения основной мысли в художественной речи часто используются предложения со значением оценки.

571 Вернитесь к текстам упр. 569. Рассмотрите предложения, в которых заключена основная мысль. Какие языковые средства используются для выражения основной мысли?

572 Прочитайте фрагменты текста. Найдите в них части, в которых содержится основная мысль. Какими языковыми средствами она выражена?

    1) А это дворняжка! Очень хорошая собака. Умная, преданная и никогда не оставит своего хозяина в беде.

      (В. Чаплина)

    2) Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все йссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

      (Г. Скребицкий)

    <<< К началу      ГДЗ >>>

     

 

???????@Mail.ru