Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Типы речи

§ 69. Оценка действительности

Наблюдая окружающую нас жизнь, мы часто даём оценку предметам, явлениям, действиям и т. д.

Значение оценки может выражаться частью предложения, с помощью самостоятельного предложения, а также путём создания особого типа речи — оценки действительности. Оценка выражается прилагательными, существительными, словами на : хорошо, плохо, интересно, полезно, опасно, увлекательно, честно, бессовестно и т. п.; сочетанием слов типа ну и...! что за...! и т. п.

Примеры: Спор бесполезен. Бежать вредно. Прогулки полезны. Сестра умница. Человек красивый. Ну и красавица! Вот это голос! Что за человек!

Понаблюдайте

Прочитайте фрагмент текста. Можете ли вы сказать, как автор относится к предмету речи — нравится ли ему чернильница? Можно ли сфотографировать то, что говорит автор? Почему?

    А какая чернильница! Вот это красота! (Н. Селезнёв)

Предложения со значением оценки передают лишь наше отношение к предмету речи, наши чувства и не содержат информации о нём. Содержание таких фрагментов текста нельзя сфотографировать. Этим тип речи «оценка действительности» напоминает рассуждение.

Понаблюдайте

Перед вами продолжение отрывка о чернильнице. Чем отличается вторая часть текста от первой? В какой части приводятся признаки чернильницы? Установите тип речи второго фрагмента текста.

    Бегущий футболист бьёт по мячу. А мяч... полон чернил! (Н. Селезнёв)

Предложения и фрагменты текста со значением оценки широко употребляются как самостоятельные высказывания в устной разговорной речи, когда говорящий и слушающий видят то, о чём говорят, или им известно, о чём идёт речь.

В письменной же монологической речи фрагменты текста со значением оценки обычно сочетаются с описанием, повествованием.

564 Прочитайте текст Б. Житкова. Разговорная или книжная речь использована в нём? Найдите в тексте высказывания со значением положительной и отрицательной оценки. Какими средствами языка выражена оценка?

    Рыбаки не могли нахвалиться Муркой:

    — Ай да кошка! Боевая кошка! Ну а дети не в мать пошли. Балбесы и лодыри.

565. Создаём текст определённого типа речи

Любите ли вы ландыши? Какие чувства вызывает у вас фотография (см. цветную вклейку, с. 12)? Какие языковые средства вам помогут выразить эти чувства? Какие детали картины вы передадите в своём сочинении? Назовите признаки этих предметов. Опишите фотографию. Какие оценочные слова и выражения вам потребуются для того, чтобы передать своё отношение к этому благоухающему лесному цветку? Подберите к сочинению заголовок, отражающий его основную мысль.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru