Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Язык. Речь. Общение

§ 3. Ситуация общения

Я вчера прочитала и даже запомнила очень интересные стихотворные строчки Р. Уодиса.

        Лишь пять вещей должны все знать,
        И нам язык не враг.
        КОМУ сказать?
        О ЧЁМ сказать?
        КОГДА? и ГДЕ? и КАК?

В этих стихотворных строчках кратко говорится о том, что помогает успешно общаться. Так, важно учитывать, кому ты говоришь. Ты ведь по-разному будешь просить помочь тебе решить задачу у мамы и у учительницы.

О чём ты будешь говорить, что скажешь, зависит от задачи, которую ты себе поставил. Например, ты просишь маму пойти с тобой в театр, и она соглашается. Или спрашиваешь дорогу у незнакомого прохожего, и он тебе объясняет. Или, например, видишь, что одноклассник волнуется перед соревнованием, ты говоришь ободряющие слова, и он успокаивается.

Обратите внимание: я привела примеры удачного общения, когда вы достигаете поставленной задачи.

А где и когда тоже имеют большое значение?

 

Конечно. Например, наша учительница по математике часто не говорит о чьих-то ошибках при всех, на уроке. Об этом она старается поговорить с нами с глазу на глаз, на перемене. И тогда не так обидно за двойку и не пропадает желание учиться.

И как говорить — тоже важно. Терпеть не могу, когда девчонки говорят свысока, а мальчишки — слишком громко.

Итак, когда мы общаемся, мы должны иметь в виду компоненты речевой ситуации — кому, почему (зачем), где, когда мы говорим или пишем. И конечно, учитывать, как нас воспринимают окружающие. Кто говорит или пишет — тоже очень важно. Одно дело, если учитель посоветовал нам исправить ошибку, а другое дело — неуспевающий сосед по парте. От этих компонентов зависит, как мы строим или воспринимаем высказывание — ЧТО и КАК мы говорим, пишем.

7. Рассмотрите схему «Компоненты речевой ситуации». Назовите все вопросы в схеме. Сколько их? Почему все стрелки соединены с овалом, в котором находятся вопросы ЧТО? КАК?

8. Прочитайте диалоги. В каких ситуациях общение было удачным? Какие компоненты не учтены в других случаях?

— Папа, помоги мне, пожалуйста, найти материал о медведях.

— Я устал, дочка. Завтра.

— Мне очень надо. Завтра у меня доклад в школе.

— Хорошо. Сейчас пойдём поищем.

 

— Бабуль, я иду на тренировку, а у меня оторвалась пуговица. Пришей сейчас, пожалуйста.

— Не могу сейчас, внучек. Иду на рынок. Сам пришей.

 

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru