Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Словообразование. Орфография. Культура речи

§ 43. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова - это выделение значи- мых частей (морфем) слова, из которых оно состоит, например: При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.

Словообразовательный разбор слова - это выяснение того, на базе чего и как образовано данное слово, например: При словообразовательном разборе в слове указываются только те элементы, с помощью которых оно образовано.

Порядок
морфемного
разбора

1. Окончание.
2. Основа.
3. Суффикс
(суффиксы).
4. Приставка
(приставки).
5. Корень.

Порядок словообразовательного разбора

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь).
2. Сравнить состав данного слова с ближайшим однокоренным (слушатель — слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель).
3. Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Чем отличается морфемный разбор слова от словообразовательного?

226. Сгруппируйте слова по признаку: а) с суффиксами; б) без суффиксов. Обозначьте значимые части записанных слов. Какой это разбор слова - морфемный или словообразовательный?

    Доблесть, свежесть, вестник, кузнец, добро, мечта, картофелина, малина, огурчик, мечтатель.

227. Постройте словообразовательные цепочки. Выделите в каждом слове новую морфему. Какой это разбор слова - морфемный или словообразовательный?

    Раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный, ненаучный, прескучный, доледниковый.

228. Заполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы и покажите, как образованы слова. Назовите способы словообразования.

    Облачность, подгруппа, санчасть, неурожай, наушник, правдивый, заметный, предгрозовой, паровоз, нефтеналивной, пароходный, сбербанк.

229. Восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке.

Образец. Сук - сучочек. Сук → сучок → сучочек.

    Приятный — пренеприятный; разговор — разговорчивость; красить — пр..украсить; боль — болезненность.

230. Диктант. Обозначьте падежи существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

    Наб..рать скорость, разг..рается на востоке, пр..земляется с параш..том, р..стёт с пр..ближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра(с, сс)тояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, произвести в..ликолепную посадку, пр..взойти м..ровой р..корд, пр..ветствовать эк..паж(?), ра(с, сс)каз лётчика(испытателя).

 

 

???????@Mail.ru