Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Имя существительное

§ 44. Повторение изученного в 5 классе (окончание)

247. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с зависимыми словами. Определите склонение и падеж существительных. Обоснуйте ответ. • Укажите элементы описания в тексте. • Спишите последнее предложение и подчеркните его члены.

Образец. Лежит (на чём? где?) на крыше (1-е, П.).

    Зима. Снег лежит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На зелёной ёлк.. и пихт.. хвоя покрылась инеем. Спит в берлог.. в своей постел.. косолапый2 медведь1. Белка скачет с ветк.. на ветку. Заяц у белоствольной2 берёзк.. попрыгивает. Бродит по просёлочной дорог.. возле деревн.. голодный волк.

248. Запишите данные слова в предложном падеже с предлогами и обозначьте орфограмму в окончаниях этих слов. • Какие из вариантов выделенного женского имени должны быть употреблены в официальном документе, паспорте?

    Наталия, Наталья, Наташа; гербарий, иней, предпол..жение, те(р, рр)итория, академия, фамилия, аллея, прик..сновение, р..стение, пр..вращение, агрессия, приглашение, г..рение, се(с, сс)ия, опас(?)ность, сражение, счастье, платье, Дарья Ильинична, Мария Лукинична, договорённость, намерение.

249. Спишите, обозначьте условия выбора орфограммы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Назовите ещё виды орфограмм, связанные с правописанием ь на конце слов после шипящих. • Составьте 2-3 простых предложения с любыми из словосочетаний и выполните их синтаксический разбор.

    Идти через рож(?), плач(?) ребёнка, сухой камыш(?), ровно в полноч(?), сторож(?) у ворот, помощ(?) врача, полевая мыш(?), полная тиш(?), обилие рощ(?), громада туч(?), постройка жилищ(?), выделка кож(?), ремонт крыш(?).

250. Заполните примерами таблицу «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных», употребляя данные слова в творительном падеже в единственном числе и письменно объясняя в них условия выбора орфограммы. • С выделенным словом составьте и запишите словосочетания.

    Передача, юноша, саранча, смерч, врач, училище, луч, этаж, карандаш, дворец, ключ, рубеж, крыльцо, кирпич, гостиница, сургуч, пейзаж, роща, пр..дставительница, пр..бежище, свеча, добыча.

251. Вспомните основные способы словообразования (см. § 33, 41, 42). Какими способами образованы данные существительные? Объясните письменно.

    Вуз, синь, девятилетка, ледокол, заплыв, северо-запад, безоблачность, подводник, выход, булочная.

252. Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ- от данных слов. Какое значение имеют полученные существительные? Укажите род существительных и выделите окончания.

253. Диктант. В первом абзаце назовите виды вставленных орфограмм. Слова из второго абзаца запишите в два столбика: в один слова с буквой о на месте пропусков, в другой слова с буквой е.

    Идём по улиц.., пр..ближаемся к станци.., пр..едем на трамва.., встретимся на останови.. троллейбуса, на перекрёстк.. .

    Шприц..м, луч..м, чертеж..м, плащ..м, меж..й, монтаж..м, стуж..й, дач..й, плеч..м, каш..й, смерч..м, груш..й, ключ..м, плющ..м, морж..м, полотенц..м.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru